Советский постапокалипсис
colonelcassad — 14.06.2013Как-то ранее мимо меня прошел советский мультик 1984 года "Будет ласковый дождь", где советский режиссер Назим Туляходжаев экранизировал один из эпизодов "Марсианских хроник" Рэя Бредбери. Снято вполне в духе времени, когда опасность ядерной войны считалась весьма высокой, а ее последствия однозначно трактовались в духе популярной концепции "ядерной зимы". Учитывая литературный первоисточник http://lib.rus.ec/b/156317/read#t26, где освоение Марса сопровождалось гибелью Земли вследствие ядерной войны, по духу произведение очень точно выхватывает настроение оригинала, где у марсианских поселенцев после истеричных сообщений с родной планеты, просто оборвалась связь с Землей и они остались одни. "Будет ласковый дождь", показывает маленький эпизод большой трагедии, которую ждали и которая случилась.
Вообще, в СССР на пороге его поражения в Холодной Войне, выходили весьма добротные фильмы посвященные пост-апокалиптической тематике, начиная со "Сталкера" и заканчивая "Письмами мертвого человека". Крайне занятно, что сейчас схожие тенденции наблюдаются и в американской масс-культуры, где картины светлой фантастики, сменились мрачными образами будущего. Такая вот социокультурная аллюзия на мрачные думы идеологичесокого антагониста прошлого.
Так же стоит заметить, что концовка с ретро-музыкой на фоне развалин старого мира, просто поразительно напоминает серию Fallout, где создатели соединили мрачный мир пост-апокалиптической Америки с милым ретро 40-50х годов, создав свой уникальный стиль. Как выясняется, все новое, это хорошо забытое старое и еще за 12 лет до выхода первого Fallout чарующие мотивы старой-доброй Америки только что вернувшийся с полей второй мировой войны, неслись над разрушенными мегаполисами и потрескавшимися хайвэями.
PS. А вообще, в "Марсианских хрониках" Брэдбери, мне на тему ядерной войны всегда нравилась небольшая интермедия "Налогоплательщик", где в совсем коротком эпизоде, Брэдбери мастерски описал иррациональный ужас простого обывателя перед угрозой ядерной войны.
Налогоплательщик.
Они только смеялись в ответ из-за проволочного забора. И вовсе ему не хочется на Марс, говорили они. Разве он не знает, что Первая и Вторая экспедиции пропали, канули в небытие, что их участники, вернее всего, погибли?
Но это еще надо доказать, никто не знает этого точно, кричал он, вцепившись в проволоку. А может быть, там молочные реки и кисельные берега, может быть, капитан Йорк и капитан Уильямс просто не желают возвращаться. Ну так как — откроют ему ворота, пустят в ракету Третьей экспедиции, или ему придется вламываться силой?
Они посоветовали ему заткнуться.
Он увидел, как космонавты идут к ракете.
— Подождите меня! — закричал он — Не оставляйте меня в этом ужасном мире, я хочу улететь отсюда, скоро начнется атомная война! Не оставляйте меня на Земле!
Они силой оттащили его от ограды. Они захлопнули дверцу полицейской машины и увезли его в этот утренний час, а он прильнул к заднему окошку и за мгновение перед тем, как в облаке сиренного воя машина перемахнула через бугор, увидел багровое пламя, и услышал могучий гул, и ощутил мощное сотрясение — это серебристая ракета взмыла ввысь, оставив его на ничем не примечательной планете Земля в это ничем не примечательное утро заурядного понедельника.
Его особенно забавно читать сегодня, когда в Америке, на фоне многолетних войн разгорается скандал на тему тотальной слежки правительства за своими гражданами, которые начинают снова зачитываться Оруэллом http://podrobnosti.ua/culture/2013/06/12/910662.html внезапно осознав, что Оруэлл совсем не про СССР писал, а про их мир. В итоге, как не трудно заметить, проблемы, которые поднимали Брэдбери и Оруэлл ничуть не устарели, ибо в сухом остатке, несмотря на все различия фантастических миров этих двух совершенно разных писателей, их лучшие романы как раз о том, что человек пытается убежать от того мира, который его окружает в реальности, ибо эта реальность страшна и ужасна, а в перспективе - только ужас и смерть. У Бредбери, выход это Марс, у Оруэлла выхода нет. В этом плане, саму суть мрачных настроений, режиссер Туляходжаев очень точно нарисовал в своем старом, но по своему великолепном произведении.
|
</> |