Советский микродизель
vikond65 — 23.10.2014Случайно нашел у себя на антресолях любопытный артефакт эпохи
развитого авиамодеизма.
Это ОТМ-08 "Колибри" - самый маленький двигатель внутреннего
сгорания, выпускавшийся серийно в СССР. Предназначался он, как
несложно догадаться, для авиамоделей. Рабочий объем микромоторчика
- 0,8 кубического сантиметра, масса - примерно 40 граммов, ну а
размер понятен из сравнения со стоящей рядом зажигалкой.
К сожалению, качество этих движков, выпускавшихся в виде побочной
продукции каким-то "почтовым ящиком", как правило, было
безобразным. Запускались они очень тяжело и неохотно, приходилось
долго лупить по винту, одновременно колдуя с компрессией и
карбюратором. А некоторые экземпляры вообще отказывались
заводиться. Среди авиамоделистов ходила шутка, что проще увидеть
настоящую колибри в подмосковном лесу, чем нормально работающий
одноименный мотор.
На многочисленные претензии и рекламации производитель отреагировал
философски: вместо улучшения качества он просто свернул
производство микродвигателей, а для выполнения плана по ширпотребу
начал клепать что-то другое. Тираж "Колибри", выпускавшихся всего
пару лет, был относительно невелик, а поскольку они считались
дрянными, их не берегли. Так что, до нынешних времен сохранилось
очень мало таких моторчиков, возможно, всего несколько
десятков.
Справедливости ради надо сказать, что далеко не все советские
авиамодельные движки были столь "корявыми". Например,
полуторакубовый "Юниор" и 2,5-кубовый КМД пользовались хорошей
репутацией. Но, все равно, на соревнованиях высокого уровня
советские спортсмены, у которых была возможность добывать
иностранные моторы (официально они в СССР не поставлялись),
предпочитали использовать их. Особенно высоко ценились итальянские
"Росси-15" и "Супер-Тигр", а их цена на авиамодельном черном рынке
доходила до 700-800 рублей.
|
</> |