Советский фильм про борьбу большевика с ужасным частным собственником
kino_sssr — 14.05.2023 Сельский парень Лёнька (Анатолий Жигарь) вернулся из армии и объявил маме, что едет в город - жить и трудится. Мама (Майя Булгакова) ему собрала чемодан с одеждой, авоську с соленьями - сам-то о таких глупостях он бы и не подумал.Лёнька (Анатолий Жигарь), кадр из фильма "Обочина" (1978)
Хочет Лёнька с прелестной фамилией Парасочка работать шофёром, как отец когда-то. Отцовская могила почему-то находится в лесу, в густой траве рядом с трассой - аккурат возле автобусной остановки.
А в городе учителем и напарником у него оказался сурьёзный дядька Волович (Владимир Самойлов) с хитрым взглядом, который подхалтуривает и подкалымливает на казённом транспорте! Да еще снисходительно так жизни учит - хватит, мол, Лёнька, одними комсомольскими лозунгами жить, учись зарабатывать, мозг включай.
Пытается наставник парня приобщить к левым заработкам - дефицит, спекуляция, ужас какой-то. Парасочка не возражает, однако пытается таки декламировать заветы и девизы, ну комсомолец же, верный ленинец.
Потом в дом приходит к Воловичу, а там хоромы двухэтажные, дорогие гарнитуры и агромадный сервант, набитый хрусталём. Лёнька в дом-то сроду бы не попал, да привела зазноба его, дочка Воловича (Людмила Дребнёва). Не рад он комсомольцу, но не выгонишь же, вроде не за что пока...
Люся (Людмила Дребнёва), кадр из фильма "Обочина" (1978)
А потом, ломая ограду, в сад возле дома вламывается экскаватор, рыча и харкая, крушит и сносит часть посадок, ульи, клумбы - и уезжает. Потому что, видимо, советская власть решила показать, кто тут хозяин - она, родимая, а не частнособственнические и кулаческие поползновения разных хапуг, решивших нажиться на том, что земля родит.
Лёньке даже стало жалко ошалевших Воловичей, и он от широты души предлагает перевезти все парники-грядки и прочие пасеки к нему в деревню. У мамки, мол, дом и участок большой, там поди не тронут.
Он даже предлагает дочке Воловича Люсе руку и сердце - а она и соглашается, легко так и запросто. Чего ж не пошутить с чудаком, который ведёт себя как клоун...
А клоун вместе с Воловичем таки поехали в деревню, а там у мамаши день рождения - еда, выпивка, тоскливые песни, брат матери почему-то обещает выпороть Лёньку ремнём. Самая чудная посконность и домотканность, а вокруг просторы и некошенные зеленя.
Мама Лёньки (Майя Булгакова), кадр из фильма "Обочина" (1978)
Далее Воловичу дают квартиру, однако он норовит ещё хоть что-то урвать с участка - Люська получает разнос за то, что цветы на рынке больше не продаёт. А Люсе надоело всё, да ещё сынишка у нее шустрый - нагуляла года четыре назад, вот такая незадача.
Парасочка-мама очень уж сокрушается - нашёл, называется, сынок невесту! Нешто в городе порядочные девушки все кончились? Лёнька всё нахваливал да восхищался Воловичем и его хваткой, и всей семьёй, а дом-то у них, а хозяйство - во как жить надо! Мама тогда решила, что надо ехать и лично всё осмотреть, чего уж там такого восхитительного.
А когда явилась к "новой родне", да еще с братом Гришей (Евгений Шутов), да с корзиночкой "гостинцев", то сразу всё пошло наперекосяк - оробели в богатом доме, да брат ещё взялся косоротиться на всякие там затейливые интерьеры, и тарелку с красной икрой от себя отодвинул.
Типа того что мы бедные, но гордые, а богатства ваши мы в гробу видали и нечего тут! Мама стала будущей невестке колечко старинное дарить, а Волович её вместе с тем колечком и высмеял - одно, мол, название, что золото.
Волович (Владимир Самойлов) и дядя Гриша (Евгений Шутов), кадр из фильма "Обочина" (1978)
Брат и вовсе осерчал, и палаты те каменные покинул ибо силов никаких нету в богатствах неправедных пребывать. Ну, мама за ним метнулась, погостили и хватит, и даже корзинку свою с деревенскими гостинцами не забыли прихватить. Не оставлять же врагу народное достояние в самом деле...
А вражина Волович очень любит и землю, и всё, что на ней можно вырастить. Трудно, нудно, но ведь чего только не родит землица-матушка при хорошем-то уходе! У него душа болит за собственный разорённый участок, и возможность поставить теплицы у будущей сватьи очень его утешает.
Привез стройматериалы, пригнал бригаду шабашников, и закипела работа. Но нисколько этакий беспредел не радует брата Гришу, бурчит-ворчит дядько, глаза бы его не смотрели на мужиков, которые траву по пояс выкосили и под руководством Воловича ставят теплицы, ужас что творится, тьфу.
Дальше - больше, дядьГриня буянит, поднимает скандал и бросается с топором на недостроенные теплицы. Вот вам, проклятые буржуины, жить они хорошо захотели, ишь, видали мы таких! Воловича он обзывает стяжателем и своим личным врагом - ибо нефиг!
Картина маслом - доски-бруски рушатся, стекла с громким звоном разлетаются на тысячи осколков, а Гриша такой с горящими очами всё кидается да бросается на недоразломанное - вот вам, кулачьё недобитое, да. Сестра рыдает, шабашники изумляются, а Волович сидит такой на верхотуре и даже нисколько не боится, гад.
Картину борьбы честного труженика с поганым "фермером" уже в самом конце застали Лёнька с Люськой - когда Волович на выкрик "спекулянт" решил показать буйному мужику свои трудовые руки с мозолями. И объяснить балаболу свои жизненные принципы - пашу я, говорит, всю жизнь, ничего мне с неба не падает. А ты, старый лодырь, только и можешь языком чесать да на гармошке играть.
Кадр из фильма "Обочина" (1978)
Ну и уехала от ненормальной "родни" вся семья Воловичей, а чего там еще делать-то? С голодранцами этими каши не сваришь, давно бы понять пора. Лёнька к ним потом явился, а там разор, развал и упаковка вещей - переезжают несостоявшиеся родственники в новую квартиру.
И Парасочка подался тогда к комсомольцам, и даже напарника себе взял нового - порвал с темным прошлым бесповоротно. И Люся тоже порвала и из дому ушла, и даже собралась устроиться на работу впервые в жизни.
Ну и поехали они такие в автобусе в светлое будущее.
В фильме то и дело звучит "Болеро" Равеля - зачем? Повторы одних и тех музыкальных фраз - это о чём? О том, что всегда были, есть и будут на земле трудяги-работяги, стремящиеся собственными руками создавать свою достойную жизнь, не надеясь ни на подачки, ни на милости?
А в противовес им всегда, увы, будут болтать да играть на гармошках те, кто без подачек дня не проживёт, а потому кипят они он ненависти и зависти так, что убить готовы тех самых проклятущих буржуинов...
Автор - Елена Д.
Режиссёр фильма "Обочина" (1978) - Вячеслав Никифоров. Кстати, "Палача" снял тоже он...
#10постовпроекта #всемвесна
|
</> |