Советские премии

Рацпредложения стоили также, как и изобретения – 50 рублей, но, в основном, это было поле для рабочих и начинающих мэнээсов и инженеров, так что мне на этом поле позволили сорвать лишь пару таких цветков жизни в самом начале научной карьеры. Самый первый из них – использование магнитного привода в вакуум, что IBM, отстав от меня на 7 лет, назвала в 2001 году «очень важным для электроники изобретением американской индустрии», сделанным после раскрытия и опубликования реферата дотоле ДСПэшной советской рацухи и следом - моей статьи в ПТЭ, описывавшей применение этого магнитного привода для облучения проб пучками ионов в вакууме.
Договора у нашей маленькой группы были большие – в сумме не менее полумиллиона рублей в год, что на троих было бы очень неплохо, если бы не советское ограничение по зарплате. Поэтому одно из наших очередных изобретений нам позволяли оформлять как используемое с большим экономическим эффектом (что и было на самом деле) и, как результат, получать за это в течение 5 лет еще по 350-450 рублей премии в аккурат перед каждым Новым Годом. Через 5 лет оформляли использование другого изобретения и так разговлялись до начала рокового 1992 года, когда рухнула вся прежняя система стимулирования научно-изобретательской деятельности в России. При использовании изобретения ограничение было в том, что нельзя было одному изобретателю получать эффект по более, чем одному изобретению – так мне пришлось отказаться от использования изобретения по радиоактивным алмазам в сотрудничестве с другой группой нашей лаборатории, а этот патент продолжил приносить моим соавторам неплохую копейку в тяжелые 90-е и, видимо, грел их душу в холодных Томске и Удачном и в «благославенные 2000-е», когда я уже загорал под кипрским солнцем.
Не забудем, но простим вариант премирования передовиков предложением ака разрешением вступить в партию, что открывало новые карьерные перспективы научным сотрудникам, которым в обычном режиме было сложнее вступить, чем рабочим и крестьянам. Однако, мне мама ещё при вступлении в комсомол наказала в партию не ходить, и я, как послушный сын и отличник, отказался, заявив, что «я пришёл в НИИ не карьеру делать, а науку», на что парторг, предлагавший мне, казалось бы, золотой ещё в 1986 году парашют без обиняков ответил, - Ну, и дурак. Правда, уже в конце 1988 самые первые члены КПСС из нашего НИИЯФ почему-то начали развешивать свои партбилеты на Доске Почета, что была прямо напротив входа в основной корпус. Самый первый из таких свихнувшихся вместо представления докторской диссертации ударился в ударный сбор металлолома в окрестностях нашего НИИ, чем пытается заниматься до сих пор, несмотря на преклонные уже годы и многолетнюю обструкцию со стороны администрации, пытающуюся защитить сильно прохудившиеся институтские запасы металлов на подведомственной территории.
Отдельная статья дохода – это стать передовиком соцпроизводства по итогам года по разным категориям, например, среди молодых изобретателей, молодых ученых, среди изобретателей и ученых всех возрастов, и главное - Победителем Соцсоревнования НИИ (с занесением на доску Почета), что также гарантировало премии разных размеров, поэтому такие виды «научного спорта» я тоже освоил практически сразу. Прямые денежные премии передовикам были невелики (50-100 рублей), но скрытые – были очень и очень значимыми, если ими воспользоваться. Поясню. Например, мне, как Победителю Соцсоревнования нашего института в начале 1987 года было предложено приобрести в беспроцентный кредит новинку того времени - автомобиль «Москвич 2141. Официально он стоил в то время около 6000 рублей, и у меня такие деньги были на руках и без кредита – начались первые «хозрасчетные» работы. Однако, машина мне была не нужна, потому что для неё в то время не было инфраструктуры, а общественный транспорт меня вполне удовлетворял, да и комфортно рассадить даже в таком «Москвиче» троих сыновей и жену с дочкой никак не получалось даже мысленно. Знающие люди советовали вариант с перепродажей какому-нибудь барыге вдвое дороже, но такие варианты у меня не проходили из-за нравственных принципов, заложенных родителями с раннего детства. Я отказался, а «Москвич» тут же достался не второму, и не третьему даже призёру соцсоревнования, а «кому надо». Это меня покоробило (таки дурак?).
Впрочем, через год я снова стал Победителем Соцсоревнования и выглядело так, что предыдущим отказом как бы сыграл на повышение – мне, как «вечному стахановцу» и многодетному папаше, предложили 5-ти комнатную двухуровневую квартиру в доме, строящемся недалеко от нашего института, но с условием, что свою трехкомнатную хрущобу мы сдадим в фонд института, и этот последний год до сдачи нового дома я, в основном, вместо работы буду ходить на эту стройку, а не в институт. С этим предложением я попал конкретно, поскольку по жизни позиционировал себя как яростного оппонента отвлечений от научных занятий. В такой ситуации, сказавши А, нужно говорить и НЕТ. И посоветовавшись с женой, я (дурачина!!!) отказался терять год на стройке, чтобы приобрести огромную квартиру. И снова приз этот ушёл не второму, и даже не третьему призеру, а «кому надо», причём без всякой «строго обязательной» годичной отработки на стройке, потому что этот «кто надо» к тому времени уже был выдвинут от нашего института и избран народным депутатом СССР. Было интересно наблюдать по ТВ, как получив эту нехилую по тем временам квартиру без всяких на то прав и притом без положенной отработки на стройке, мой коллега, зажигает съезд пламенными речами о несправедливой системе, угнетающей людей, а особливо - интеллигенцию. Он и в начале 2020-х отжигал на своём ПоНТовом сайте о том, что СССР обрушился из-за того, что жить в нём было невыносимо и есть народу было нечего, а потому он сотоварищи и обрушил тот ненавистный режим, а теперь предлагает снова взяться за руки и обрушить возникший на месте обрушенного «ненавистный народу режим Путина» - поминал его трепыхания 5 лет назад вот тут https://cts3402.livejournal.com/249482.html .
Возвращаясь к особенностям премирования передовиков в СССР, по своему опыту и по опыту моих родителей, смею утверждать, что в СССР было выгодно работать хорошо, а байки про недодачу рубля недооценённым «ярким личностям» – это из области неограниченности потребностей, жрущих как не в себя беспринципных индивидуумов.
|
</> |