Советские мультфильмы, которые (как сейчас говорят) пугали детей


Стало модно сейчас писать об ужасах советской мультипликации. То и дело в инфопространстве возникают несчастные, психика которых была непоправимо повреждена трансляцией в дневном эфире советского телевидения этих жутких творений
— Какой ужас! — хватаются то за сердце, то…ммм, за голову они и жалуются — вот, мол, как на самом деле относились к детям в СССР! Даже мультфильмов не могли снять ярких, красочных, замечательно-диснеевских.


Список мультфильмов у каждого такого автора свой. В этой публикации — «Премудрый пескарь», «История одного города», «Халиф аист», «Разлученные», «Бескрылый гусенок», «Лиса и заяц», «Медведь липовая нога», «Диалог», «Будет ласковый дождь», «Два клена».
Пытаюсь вспомнить свое детство — большую часть лент не смотрел в то время. Салтыков Щедрин, мне, как ребенку, был не интересен, а снятые по нему мультфильмы — унылы, «Бескрылый гусенок» и вовсе ни разу не попадался, как и «Два клена», «Будет ласковый дождь» показывали уже после вечерней программы «Время», причем сильно позже — после 23 часов, так как относился он к категории взрослых мультфильмов, да и «Халиф-аист», он… Во-первых. по Гофману (это я сейчас понимаю), а во вторых — от режиссера, который хотел показать свою продвинутость.
Хотя нет, не только несчастная сказка Гофмана попала в такие руки. В том смысле, что человеку продвинутость свою захотелось показать.
Довольно много мультфильмов мы, дети, в те времена не смотрели и не понимали — зачем взрослые их так рисуют. А потом уже, сам став взрослым, я частенько натыкался на разговоры и обсуждения, что, мол — ах, какие гениальные режиссеры, какие гениальные мультипликаторы делали эти мультики.
Мол, в стране тотальной диктатуры и цензуры они в детских лентах умудрялись выразить свое отношение к этой самой тотальной диктатуре и, пользуясь безграмотностью цензоров, несли широким народным массам свои идеи. Талант — он такой, мол, не задушишь его.
Именно поэтому жалобы гонителей СССР на «страшные советские мультики» мне кажутся жалобами людей с двойной моралью. Когда им надо восхититься диссидентским движением, они эти же самые мультфильмы приведут как пример высокой интеллектуальности, обнаружив там и отсылки к философским работам прошлых веков, и хтонические мотивы, которые так модны в определенной среде, и прочая. А если надо обругать то время, раскричаться — детям, такое?
На этом моменте мне безумно хочется изобразить современного продвинутого родителя (это по престижности в глазах некоторых социальных прослоек как раньше — диссидент в СССР, потому как смотрит на Запад и думает — все ли он делает по западным заветам), и завопить:
— Виноваты родители! Свободу самовыражения у художников отнимать нельзя, а родители должны контролировать, что смотрят их дети по зомбиящику.
Ну, а если серьезно, контролировать то в любом случае, реально надо. Вон, сейчас пугающих советских мультфильмов, зато других, не пугающих, полно — с убийствами, расчлененкой и прочими, наверное, совсем-совсем детскими вещами…