![](/media/images/top/preview/sun1-20userapicomy8Tx5FSNJ9SKo6d9dZQ5YB64jXWVcYIa5sj6QQ4UALXMg1Dz4.jpg)
"Советская стабильность" — воспоминания современников об СССР
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Советская стабильность — воспоминания современников об СССР](https://sun1-20.userapi.com/y8Tx5FSNJ9SKo6d9dZQ5YB64jXWVcYIa5sj6QQ/4UALXMg1Dz4.jpg)
Людмила Новикова:
Один из главных аргументов любителей СССР: «тогда была стабильность». Ты знал, что будешь учиться, потом пойдешь работать и получишь работу, получать будешь немного, но зато надежно. И жизнь будет спокойная. И в отношении политики: если ты не делаешь то, что запрещено, то в общем можешь быть спокоен.
Что на это можно сказать? Что я свою свободу ни на какую стабильность не променяю – для них не аргумент. Им-то свобода не нужна. Но была ли на самом деле эта стабильность? Была ли она гарантирована? В общем, пока ты шел в общей колее – все было более-менее. Но если что-то вышибет из этой колеи – то все. А жизнь непредсказуема даже в СССР. В ней бывают несчастья, катастрофы, да и чего только в ней не бывает! Ты можешь внезапно стать инвалидом (а как жили инвалиды в советской стране лучше и не вспоминать). Ты можешь внезапно заболеть или потерять родных. Да мало ли что может случиться. И вот что делать тогда? Государственная медицина была за редкими исключениями ужасная, но никакой альтернативы не было, и никаких благотворительных фондов не существовало. Потеря родителей вела в детский дом, а там было несладко, их никакие общественные организации не контролировали. В общем в любой беде о тебе должно было заботится государство, а мы знаем, как оно заботилось.
Но даже если все было хорошо, какая же убогая была эта стабильность! И скольким за нее платили: отказ от самостоятельности, от множества шансов и возможностей, очередями и запретами, жизнью по указке. Нет, не готова я снова туда, в эту стабильность.
Татьяна Збруева:
А я всегда росла с этим осознание что вокруг ложь. Мой дед фин оказался на части Финляндии, которая отошла СССР. Пришлось бежать, там встретил бабушку, которая так же бежала из Москвы. В 1938 году они встретились на острове Белом за полярным кругом. Там они прожили гидрометеорологами до 1948 года. Их истории - одна правда. Бабушка по отцовской линии – полька. Высланные в колхозе без паспорта до, по-моему, конца 1960-х. Выехать никуда не могли, голод и постоянная каторжная работа. Вторая правда. Отец, которого осудили за спекуляции, так как ему подарили ковры, которые перепродавали. Ему просто их подарили, так как в тот момент умерла мама, и просто так друзья хотели помочь. И моя Мачеха: её отец -комдив, после войны остались в Германии. И её рассказы о жизни в то же время. Там совсем другая правда.
Людмила Новикова:
Вот, кстати, тоже о стабильности: можно было попасть, как Ваш отец, просто за подаренные ковры.
Andrey Meltser:
В совке была стабильность, как в тюрьме.
Иветта Шатилова:
Ко мне понимание того, что жизнь тосклива, пришло, когда я работать начала. День за днём, как пони по одному маршруту Москва-Владимир-Суздаль-Новгород- Ленинград. А вокруг - люди из другого мира. Который я изучала всю свою жизнь. Но никогда не увижу. Даже практики на Кубе, обычной для нашего института, у нашего курса не было. А ещё я узнала, сколько мои туристы за мои услуги платят. А у меня рабочих 17 смен, 119 рублей. И лучшее платье сшила мама. А любимый костюм я ношу после нее. Моей же зарплаты не хватит не только на джинсы, без которых я прекрасно могу обойтись, но и на хорошие сапоги. А обувь мне нужна для работы. Унизительно.
Господи, какое счастье, начало 1990-х. Я не просто перевела отличную книгу, но сразу держу ее в руках напечатанной. А ещё - гонорар, на него можно купить пусть старенький, но компьютер Роботрон. Теперь мои переводы и выдумки, выдаваемые за них, прокормят нас с годовалым сыном. К сожалению, алименты мне получить не удается. А там потихоньку исполняется мечта увидеть то, что изучала со школы. Саграда Фамилия, музей Прадо, Долина Павших, средневековый Толедо. Я еду в знойный Египет и застреваю в нем на долгие 20 лет. А потом возвращаюсь. Но не принося покаяние, не изменницей Родины. А человеком с серьезным опытом, который нужен, и который ценят. А потом мне предлагают работу мечты. Но для нее не нужно высшее образование. Поэтому никто не разрешил бы в СССР мне на нее перейти. На мое обучение были потрачены государственные деньги (с). И я могу планировать дальше, как через несколько лет, на пенсии, я вернусь в любимый город на Красном море, в котором я была молода, где выросли мои сыновья, где остались друзья и дочки любимой подруги, называющие меня тетей. Я оплакиваю умершего позавчера моего президента. Моему младшему сыну вчера предложили стажировку в другой стране, которая принесет ему огромный опыт и знания. За 4 месяца больше, чем за 4 года теоретических занятий. И у него будет свобода. Свобода выбора. Работы, дома, любимой. И свободы вернуться.
Alex Alex:
Вся нищета была размазана тонким слоем по всему народу. Все были одинаковы нищие. Не было этого различия, и, вроде бы, все счастливо жили в этой нищите.
Pavel Raysin:
Когда Моисей вывел евреев из египетского рабства, они тоже роптали: э, начальник, ну куда тебя понесло от стабильности и гарантированной хлебной пайки?... В Египте был такой пломбир...
Alexey Kalashnikov:
Вы не задавались вопросом, что те, кто пишет про стабильность бывают двух типов. Первые никогда не жили разумной жизнью при совке, а вторые -безинициативные соглашатели, т.е. левацкие фашисты. Те, кто хотел свободы, кто пострадал - меньшинство (при гигантских абсолютных цифрах). Когда бы я не писал про преступления в СССР, мне все говорят, что я из семьи врагов народа. И они все уверены, что их репрессивная система ну точно не касается. Это и есть проблема и совка и нынешней ситуации. «Моя хата с краю, я ничего не знаю. И знать не хочу».
Condrea Aureliа:
Какая стабильность, если СССР рухнул? У них не было стабильности, они думали, что она у них есть, а это две большие разницы.
Матвей Федотов:
Советский союз - это просто коровник. Ты привязан в стойле, весь в говне, и тебя стабильно кормят, но и стабильно доят, а молоденьких телят и бычков отправляют на пушечное мясо.
Sergei Deryabin:
По поводу "уверенности в завтрашнем дне" в то время - всегда смеюсь и говорю, так вот он и наступил тот самый завтрашний день, в котором вы были так уверены.
![ÐобавиÑÑ Ð² дÑÑзÑÑ Ðнопка](/images/main/sovetskaya-stabilnost-vospominaniya-sovremennikov-ob-sssr-a4e7d0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/von_hoffmann/11888770/227671/227671_original.jpg)
или
![Советская стабильность — воспоминания современников об СССР](/images/main/sovetskaya-stabilnost-vospominaniya-sovremennikov-ob-sssr-f88310.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/von_hoffmann/11888770/221184/221184_original.jpg)