
Советская книга о революционерах


"Навозну кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное зерно..."
Полистал, почитал с десяток книг известной серии "Пламенные революционеры" (1968-1990). Чаще всего выспренность (например о Марате) или оживляж партийных резолюций - и вдруг - Вольф Долгий "Порог. Повесть о Софье Перовской". Открыл и не мог оторваться. Написано в виде потока сознание Перовской, честное слово, напоминает "Моллой" Беккета с флешбеками из Лю Цысиня. Начинается с натуралистического описания рытья галереи для взрыва поезда с царем, бессмысленный, тяжкий труд и заканчивается ужасом виселици. Вот финал повести, зацените стиль:
"...Кто-то — в нестерпимо синей поддевке — хозяйничает на помосте. Ах да, знаменитый Фролов, палач… припухшие, глубоко всаженные глазки… Но вот скидывает синее и остается в нелепой, раздражающе красной рубахе… И набрасывает на каждого — вот и моя очередь, — натягивает на голову какой-то белый мешок-балахон, длинный, ниже колен, — он же и саван, надо думать. Отверстия для глаз, на шее — горизонтальные прорезы…
И снова — тупая, заглушающая мысль дробь барабанов.
Она — в центре. По левую руку — Михайлов и Кибальчич, по правую — Желябов и Рысаков.
С какого б края ни начали — она третья.
Желябов — рядом…
Вместе. До последнего мига.
Нет, она раньше: палач начал слева, с Кибальчича начал…
Зажмурилась. Когда открыла глаза — то, что осталось от Кибальчича, плавно раскачивалось в петле, неестественно вытянув и вывернув шею.
Следующий — Михайлов.
Но что это? Что-то рухнуло рядом?
Открыла глаза. О ужас: оборвалась веревка!
Из толпы крик: «Перст божий! Помиловать!»
Несмотря на связанные руки, на балахон, стеснявший движения, Михайлов сам поднялся с помоста. Сам на скамейку взошел. Сам голову в новую петлю сунул.
Секунда, еще, еще…
И прежде грохота рухнувшего на помост грузного тела — слитый вопль ужаса, исторгнутый тысячью глоток.
Опять…
Лишь на третий раз — оттого, что подтянули и вторую, Гесе предназначавшуюся, веревку — все удалось… Теперь мой черед, родной.
Через минуту. Вот только петлю наложат…
Уже меньше.
Прости, что я раньше тебя.
Всё".
|
</> |
