Советы писателям от писателей
chto_chitat — 14.04.2010 Говорят, бумага все стерпит. Однако порой не все может стерпеть обычная психика обычного блоггера. Тем более, когда в дневничках жж-френдов подчас находишь совсем уж неудобоваримые "перлы". Что ж, каждый имеет право разродится очередным словесным опусом. Нннно! Но куда лучше будет, если очередной пост будет оформлен пусть и не мыслью, так хотя бы красивой оберткой.И тут нам на помощь приходит газета The Guardian, которая недавно попросила известных писателей объяснить, как пишутся книги. За исходник взяли пул из американских и английских писателей (простим уважаемой газете некую провинциальность), которым раздали небольшой опросник.
Итог работы получился весьма интересным и даже местами полезным. Чтобы лишний раз не заставлять вас читать много букв, спешу привести эти самые полезные места.
Итак...
Нил Гейман («Американские боги», «Коралина», «Звездная пыль»):
- Пишите.
- Слово за словом. Ищите нужное слово. Записывайте.
- Заканчивайте то, что пишете. Чего бы вам это ни стоило, заканчивайте.
- Отложите в сторону. Попробуйте прочитать так, будто видите в первый раз. Покажите друзьям, мнение которых для вас важно и которые любят литературу подобного сорта.
- Помните: если человек утверждает, будто в тексте что-то не так и плохо работает, он почти всегда прав. Но когда он пытается сказать, что конкретно не так, или считает, что знает, как это исправить, он чаще всего ошибается.
- Исправьте. Помните, что рано или поздно, задолго до того как вещь достигнет совершенства, вам придется ее отпустить и начать писать что-то новое. Двигайтесь вперед.
- Смейтесь над собственными шутками.
- Главное правило состоит в том, что если у вас достаточно уверенности в себе и веры, то вы можете делать все что пожелаете. Поэтому пишите историю так, как она должна быть написана. Пишите честно, пишите так хорошо, как можете.
Ричард Форд, обладатель Пулитцеровской премии, писатель и сценарист (по его книге снят фильм «День независимости» с Уиллом Смитом):
- Не читайте рецензий.
- Не пишите рецензий.
- Не стоит пить и писать в одно и то же время.
- Не пытайтесь писать редактору (всем по фигу).
- Не желайте коллегам заболеть.
Родди Дойл, ирландский писатель, букеровский лауреат за роман «Пэдди Кларк ха-ха-ха», (его «Группу «Коммитментс» экранизировал Алан Паркер):
- Будьте к себе благосклонны: пишите быстро, через строчку, ставьте двойные пробелы, воспринимайте каждую написанную страницу как маленький триумф...
- ...но лишь пока не дойдете до пятидесятой страницы. Теперь успокойтесь и начните думать о качестве.
- У вас должен быть словарь, но где-то в сарае на заднем дворе или за холодильником. Скорее всего слова, которые придут вам в голову, например «лошадь», «сказал», «побежал», подойдут.
- Меняйте мнение. Хорошие идеи убиваются лучшими.
Элмор Леонард, американский писатель (по романам писателя сняты «Контракт с коротышкой», «Поезд на Юму»):
- Не начинайте книгу с описания погоды.
- Для описания диалогов ограничьтесь словом «сказал». Разговор – вотчина героев, глагол — это торчащий писательский нос. «Сказал» выглядит не так навязчиво, как «проворчал», «прохрипел», «предостерег», «солгал».
- Не пускайтесь в слишком детальные описание мест и вещей, если только вы не Маргарет Этвуд, которая умеет писать картины с помощью английского языка.
Ян Рэнкин, шотландский детективный писатель:
- Много читайте.
- Много пишите.
- Учитесь быть самокритичным.
- Учитесь принимать критику.
- Будьте упорны.
- Запаситесь историей, которая стоит того, чтобы быть рассказанной.
- Не сдавайтесь.
- Пусть вам повезет.
- Пусть везет и дальше.
Уилл Селф, британский писатель и журналист («Кок'н'булл»):
- Не перечитывайте текст, пока не написали черновик целиком.
- Всегда носите с собой ноутбук. Всегда значит всегда. Кратковременная память хранит информацию три минуты, а если идею не записать, вы можете потерять ее навсегда.
- Относитесь к себе как к компании в одном лице. Вам нужен тим-билдинг – сходите на прогулку.
- Устраивайте корпоративные рождественские вечеринки: громко говорите сами с собой, пейте вино, затем мастурбируйте под столом, а на следующий день чувствуйте себя смущенным.
Сара Уотерс, английская писательница, автор знаменитого лесбийского романа «Бархатные ножки»:
- Читайте как сумасшедший.
- Режьте текст как безумец.
- Литература не самовыражение и не терапия – она для читателей.
- Уважайте своих героев, даже плохих.
- Но главное, если вы действительно хороший писатель, никакие правила вам не понадобятся.
Удачи на писательском пути!