Соотношение с реальностью: религия и поп-культура

топ 100 блогов blau_kraehe08.06.2025

Очень многие критикуют религию за уход от реальности и вообще свойства так сказать, опиума, отвлекающего от "настоящей жизни здесь и сейчас".
Между тем почему-то тем же самым людям обычно не приходит в голову критиковать за это сериалы, поп-песенки и слащавую массовую литературу. Сюда же можно причислить компьютерные и ролевые игры, и отчасти соцсети, но их-то как раз иногда критикуют. Словом, речь идет о поп-культуре.

А между тем поп-культура мало того, что уводит от реальной действительности (ладно, иногда можно и "отойти", чтобы расслабиться), она еще и беспардонно об этой действительности врет.

Например, всем известная психологическая аберрация "вера в справедливый мир", по-видимому, прямо связана с широчайшим распространением поп-культуры.
Люди сейчас почему-то массово убеждены в наличии некоей справедливости прямо здесь и сейчас, в земной жизни. Они считают, что как благо, так и зло в жизни отдельного человека - прямое следствие его же, этого человека, поступков, поведения и настроя. В определенном смысле это действительно так: например, если поступить в институт и добросовестно учиться, то можно получить диплом (что, конечно, не означает дальнейших благ - карьеры, денег, это означает только именно диплом). Но вера в справедливый мир распространяется и на нравственные сферы: если быть добрым - то люди будут добрыми к тебе, если помогать, то и тебе помогут, если воспитывать детей как-то там "правильно" - то и дети вырастут непременно такими, как тебе нужно, если быть "хорошей женой" - то муж не бросит ("от хороших жен не уходят", впрочем и "от хороших мужей" тоже якобы не уходят). Одинокими могут остаться, конечно же, только плохие люди. Ну и наличие материальных благ автоматически создает презумпцию "трудолюбия", "ума" и "таланта" (хотя, конечно, в уме держим, что бывают какие-то там "богатые воры и негодяи", но их же все равно "жизнь накажет", правильно?)

Совершенно верная пропаганда здорового образа жизни приводит к установке: "заболел - сам виноват". Например, людям с лишним весом лучше вообще не ходить ни к каким врачам, ведь они все равно "сами виноваты", захотят вылечиться - похудеют, и сразу все пройдет (нет/нет). Но это еще ладно, когда есть явный поведенческий фактор риска, некоторые умудряются вообще усматривать какую-то мистическую связь между болезнью и неизвестными "грехами". И нет, это не верующие (хотя такое может быть и у верующих, конечно). Просто "хорошие люди так тяжело не болеют!"  Ну и классическое "вот Бог-то наказал!"

С этой же аберрацией связана известная "жизнемудрость" о том, что "во всем нужно винить себя, а не других". На самом деле поиск своей вины во всем - это, как ни странно, стремление к контролю. Если человек находит, как это сейчас похвально, "причину в себе", у него возникает иллюзия контроля ситуации. Например, "вот сейчас у меня нет денег, потому что 10 лет назад я принял неправильное решение". А ты можешь вернуться на 10 лет и изменить это решение? Да нет, конечно. Но причина найдена - и контроль, как кажется мозгу, вроде как установлен. "Мы расстались с мужем, потому что тогда-то я повела себя неправильно". Но во-первых, ты опять же не можешь вернуться в прошлое. Во-вторых, вообще не факт, что это действительно так: возможно, вы бы в любом случае расстались. Но очень трудно принять тот факт. что человек далеко не всегда и не во всем виноват сам. И что очень, ну очень часто, вот именно что виноваты-то ДРУГИЕ. Которых, согласно жизнемудрости, нельзя винить (можно только себя).
И еще часто бывает, что вообще никто не виноват, а просто так сложились обстоятельства. Чистая случайность.

На самом деле события в нашей жизни обусловлены очень многими факторами: 1. генами и воспитанием, 2. чистым случаем, 3. нашими собственными усилиями и правильными/неправильными поступками, 4. поведением окружающих людей, их отношением к нам, 5. извините, общественно-экономическим строем и деталями социальной системы, а также текущей политикой в стране, где вы живете, 6. чистой физиологией, возрастом, загрязнением окружающей среды, гормональным составом.  Как видите, даже не факторов, а ГРУПП факторов очень много, и из них "собственные усилия, ум и талант" занимают от силы шестую часть.

Почему же я считаю, что поп-культура внушает нам сказку о "справедливом мире"? Потому что в ней, как правило, как-то так все и происходит: добрые, умные и правильные люди в итоге женятся, выходят замуж, рожают детишек и что очень немаловажно - обретают материальное благополучие. Ну а плохие и негодяи либо гибнут, либо садятся в тюрьму, либо перевоспитываются, и им тоже в итоге везет. См. любой поп-сериал. Особенно забавно наблюдать трудовую жизнь персонажей (как правило, показанную абсолютно неверно - это я сужу по сериалам медицинским, но если там несут лажу, то надо предположить, что и другие области трудовой жизни изображают ничуть не лучше). В трудовой жизни положительная героиня обычно скромница и талантливейшая труженица, но ее недооценивают и постоянно унижают. А иногда и увольняют. Она все покорно принимает и продолжает трудиться не покладая рук, и в конце концов, конечно же, успех сам приходит к ней (то же относится и к персонажам мужского рода). Ну а всякие карьеристы, которые думают не о деле, а о продвижении или деньгах, получают по заслугам...

Наверное, не все мне поверят, но в реальной жизни все обстоит ну совершенно не так. Например, гибнут раньше отведенного срока в основном лучшие (поэтому, например, сериал "Ополченский роман" - это не попса, а действительно искусство). Материальное благополучие - кому как повезет. Талант - как прыщ, на ком захочет, на том и вскакивает, может и на последней твари вскочить. Скромные труженицы до конца своих дней в лучшем случае остаются на своем скромном месте, а в худшем их сокращают, потому что ну они же скромные, а сохранить при сокращении надо "лучших", кто "себя зарекомендовал". Когда посмотришь, с какими бабищами порой живут приличные мужчины, и наоборот - с какими уродами живут хорошие женщины, вообще веру в человечетво потеряешь. Пока люди воспитывают детей, они убеждены, что все у них прекрасно, и дети растут прекрасными - но потом почему-то разочарование настигает очень многих, невзирая на приложенные усилия и правильность, казалось бы, воспитания. И наоборот, матери- безответственные алкоголички иногда в итоге получают прекрасных социализированных детей, которые об этой матери еще и нежно заботятся. Хотя бывает, конечно, и другая ситуация - я тут опять же не обобщаю, и не хочу создать какую-то новую аберрацию: не все лучшие непременно гибнут, и не все скромные остаются в итоге в тени. Потому что см. выше набор действующих реально факторов.
О медицине я уже молчу. Банальное: даже диабет второго типа больше зависит от генов, чем от массы тела, но это мало кто знает, а кто узнаёт - тот не верит. Люди, в жизни не курившие, получают ХОБЛ, а иные - со стаканом и сигаретой отлично живут до 100 лет. Хотя тут есть, конечно, статистика, и факторы риска - но факторы риска есть те, на которые мы влияем, и те, на которые нельзя повлиять. И в жизни отдельного человека статистика ничего не значит, что тебе статистика, если ты вот лично не курил, а у тебя рак легких? (разумеется, это не призыв курить и обжираться - факторы риска надо минимизировать, но не стоит и осуждать людей и рассуждать о том, что они "сами виноваты". Вы-то откуда знаете, почему они себя так ведут...).

Вы скажете: но ведь попса - это просто современные сказки. Нет. Сказки довольно сильно отличаются от попсы, очень часто там "награда" в конце - просто избегание смертельной опасности (Мальчик-с-Пальчик, Красная Шапочка, Гензель и Гретель), а иногда герой и гибнет, сказки вообще глубоки и архетипичны, касаются глубинных психологических пластов, они символичны, см., например, психоаналитические разборы сказок или тот же сценарный анализ. В общем, те сказки, которые дошли до нас, обладают всеми признаками подлинного искусства. А подлинное искусство вот именно что не попсово и не задает настолько мелких обыденных представлений. Андрей Болконский гибнет, Наташа вроде бы обретает счастье в браке, но счастье это выглядит неоднозначным; Раскольников обретает покаяние и душевный покой (через страдание) - но не миллионы и роскошный выезд, в общем, пресловутый "хэппи энд" в искусстве скорее исключение. Именно хэппи энд, а не счастливый конец. Приличное произведение искусства может заканчиваться светло и хорошо - герои обрели любовь, например. Но это всегда неоднозначно - так же, как и наша жизнь. Больной ребенок выздоравливает, профессор делает открытие, герой добивается своей цели - все это счастливый конец, но не "хэппи энд". "Хэппи энд" - это именно попсовое явление. Это вхождение - заметим, при жизни героев - в некую бесконечную полосу безоблачного счастья, с непременным материальным богатством, личным особняком, миллионами, роскошной машиной, внешне крайне привлекательным спутником жизни, здоровыми умными детьми и т.д. (и все это - в антураже общества, достигшего "конца истории").

То есть РАЙ при жизни.
Причем рай, полученный собственными усилиями - якобы они могут как-то повлиять и на те факторы, которые от нас абсолютно не зависят.
Я не хочу сказать, что большинство людей не понимает лживости подобных сериалов и книжечек. Понимают, конечно. Воздействие идет подсознательное: ну да, ТАК не бывает... Но ведь в принципе-то, конечно, все зависит от наших усилий? Разве не так?

В этом плане религия гораздо честнее и реалистичнее. Религия также эксплуатирует "веру в справедливый мир", но переносит эту веру в загробное царство. ЗДЕСЬ справедливости нет. Здесь многое зависит от случая, от общества, от других людей. От дьявола в конце концов. ТАМ - справедливость есть. Там будут поделены козлища и агнцы, там одних - плохих - ждет геенна огненная,  а других - хороших - царствие небесное. Индуизм и буддизм предполагают карму как последствия действий - но не в этой, а именно в следующих жизнях (кстати, попсовые эзотерики как раз-таки и карму переносят прямо в нашу жизнь: у вас больной ребенок, потому что вы в детстве конфеты воровали...)

Правда, если честно, я лично думаю, что "правды нет и выше". То есть и там все гораздо сложнее, и нет никакой прямой линейной зависимости между "поведением" и посмертными последствиями; вот разве что есть связь с умиротворенным благостным состоянием души - так что в итоге практически все религии не столько учат "правильному поведению", сколько подобному благостному и возвышенному состоянию души (и нет, это не взаимосвязано и даже порой не совместимо одно с другим). Это не случайно. Но все это спекуляции, разумеется (как и все религиозные рассуждения), поэтому можно их не учитывать.

Но в целом верить, что "когда-нибудь потом, там" в трансцендентности существует действительно прекрасный и справедливый мир - это неплохо и даже правильно. И может быть даже в чем-то и необходимо.

А вот верить, что "прекрасный мир" - это здесь, это, мягко говоря, неправильно, и ведет к очень дурным последствиям.
Кстати говоря, поп-культура возникла и распространилась именно как коммерческий продукт. В СССР собственно "попсы" было довольно немного, бОльшая часть фильмов (не считая позднесоветских "бытовых комедий") претендовала на глубину, литература для публикаций отбиралась с соответствии с критериями, заданными великой русской культурой. В перестройку же начали вещать, что все это делается "для людей" и единственным критерием искусства является вкус массовой публики. Люди должны "голосовать рублем". И люди очень быстро проголосовали рублем за попсу, которая преподавала им "очевидность" (а очевидность всегда обманчива) и ложные утешения и обещания "рая" прямо здесь. Пусть даже не для них - пусть для кого-то. Вы помните, какой взрыв вызвали мексиканские сериалы, как вся страна жадно впитывала "Богатые тоже плачут" и "Просто Марию"? (ну да, до этого еще была "бедная рабыня, чей хахель был жесток" (с)). Вот ведь самое классическое воплощение того самого "справедливого мира" - бедная, скромная девушка, труженица, обретает и личное счастье ,и непременно огромный достаток, и еще и становится знаменитостью... (честно, сюжет первых двух сериалов я уже вообще не помню, а Мария еще немножко припоминается). Ну а теперь у нас разнообразные богатые уже более тридцати лет размазывают сопли по экранам, а мы и рады на это смотреть...

Оглупление - это еще, наверное, не самое страшное следствие поп-культуры. Эти следствия еще предстоит когда-нибудь осмыслить. Конечно, тогда ,когда поп-культура перестанет существовать вместе с коммерцией.

Ну и вступайте в Матрицу подписывайтесь на Телеграмм, там интереснее.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- о! твоя собчак послала свое интимное фото мужу глюкозы!  -  за завтраком сидя у компа сказал серж. (словосочетанием "интимное фото",  мною заменено короткое и емкое словечко) - лайф ньюс пишет? - вяло среагировала я. - ты, что не знаешь? у нее взломали телефон и опублик ...
Вчера, 25 марта в 11.30 утра без объявления войны и прочего мы начали таки с ребятами учить русский язык. Настоял на занятиях старший ребенок, который принял воистину мужское решение сдавать русский через два года среди окончательно выпускных государственных экзаменов. С первых же ...
Забралась в библиотеку. Включила музыку и пляшет.   ...
Мечутся олигархи местные (в Абхазии они начинающие ещё и бедные) и не хотят ни под кого ложиться, а то, что население у них кое как выживает, им до этого дела нет. Ещё до майдана я общалась с укро олигархами и они вот выдвигали те же жалобы, что и абхазская оппозиция сейчас, на боязнь ...
В продолжении темы про пропавшую Анастасию Тараканову - http://vladivostok.livejournal.com/3097457.html По прошествии трех дней можно сказать, что поиск еще ничего конкретного не дал. Настю объявили в розыск. Несколько людей говорили, что видели Настю в разных ...