Соотношение с реальностью: религия и поп-культура

Очень многие критикуют религию за уход от реальности и вообще
свойства так сказать, опиума, отвлекающего от "настоящей жизни
здесь и сейчас".
Между тем почему-то тем же самым людям обычно не приходит в голову
критиковать за это сериалы, поп-песенки и слащавую массовую
литературу. Сюда же можно причислить компьютерные и ролевые игры, и
отчасти соцсети, но их-то как раз иногда критикуют. Словом, речь
идет о поп-культуре.
А между тем поп-культура мало того, что уводит от реальной
действительности (ладно, иногда можно и "отойти", чтобы
расслабиться), она еще и беспардонно об этой действительности
врет.
Например, всем известная психологическая аберрация "вера в
справедливый мир", по-видимому, прямо связана с широчайшим
распространением поп-культуры.
Люди сейчас почему-то массово убеждены в наличии некоей
справедливости прямо здесь и сейчас, в земной жизни. Они считают,
что как благо, так и зло в жизни отдельного человека - прямое
следствие его же, этого человека, поступков, поведения и настроя. В
определенном смысле это действительно так: например, если поступить
в институт и добросовестно учиться, то можно получить диплом (что,
конечно, не означает дальнейших благ - карьеры, денег, это означает
только именно диплом). Но вера в справедливый мир распространяется
и на нравственные сферы: если быть добрым - то люди будут добрыми к
тебе, если помогать, то и тебе помогут, если воспитывать детей
как-то там "правильно" - то и дети вырастут непременно такими, как
тебе нужно, если быть "хорошей женой" - то муж не бросит ("от
хороших жен не уходят", впрочем и "от хороших мужей" тоже якобы не
уходят). Одинокими могут остаться, конечно же, только плохие люди.
Ну и наличие материальных благ автоматически создает презумпцию
"трудолюбия", "ума" и "таланта" (хотя, конечно, в уме держим, что
бывают какие-то там "богатые воры и негодяи", но их же все равно
"жизнь накажет", правильно?)
Совершенно верная пропаганда здорового образа жизни приводит к
установке: "заболел - сам виноват". Например, людям с лишним весом
лучше вообще не ходить ни к каким врачам, ведь они все равно "сами
виноваты", захотят вылечиться - похудеют, и сразу все пройдет
(нет/нет). Но это еще ладно, когда есть явный поведенческий фактор
риска, некоторые умудряются вообще усматривать какую-то мистическую
связь между болезнью и неизвестными "грехами". И нет, это не
верующие (хотя такое может быть и у верующих, конечно). Просто
"хорошие люди так тяжело не болеют!" Ну и классическое "вот
Бог-то наказал!"
С этой же аберрацией связана известная "жизнемудрость" о том,
что "во всем нужно винить себя, а не других". На самом деле поиск
своей вины во всем - это, как ни странно, стремление к контролю.
Если человек находит, как это сейчас похвально, "причину в себе", у
него возникает иллюзия контроля ситуации. Например, "вот сейчас у
меня нет денег, потому что 10 лет назад я принял неправильное
решение". А ты можешь вернуться на 10 лет и изменить это решение?
Да нет, конечно. Но причина найдена - и контроль, как кажется
мозгу, вроде как установлен. "Мы расстались с мужем, потому что
тогда-то я повела себя неправильно". Но во-первых, ты опять же не
можешь вернуться в прошлое. Во-вторых, вообще не факт, что это
действительно так: возможно, вы бы в любом случае расстались. Но
очень трудно принять тот факт. что человек далеко не всегда и не во
всем виноват сам. И что очень, ну очень часто, вот именно что
виноваты-то ДРУГИЕ. Которых, согласно жизнемудрости, нельзя винить
(можно только себя).
И еще часто бывает, что вообще никто не виноват, а просто так
сложились обстоятельства. Чистая случайность.
На самом деле события в нашей жизни обусловлены очень многими
факторами: 1. генами и воспитанием, 2. чистым случаем, 3. нашими
собственными усилиями и правильными/неправильными поступками, 4.
поведением окружающих людей, их отношением к нам, 5. извините,
общественно-экономическим строем и деталями социальной системы, а
также текущей политикой в стране, где вы живете, 6. чистой
физиологией, возрастом, загрязнением окружающей среды, гормональным
составом. Как видите, даже не факторов, а ГРУПП факторов
очень много, и из них "собственные усилия, ум и талант" занимают от
силы шестую часть.
Почему же я считаю, что поп-культура внушает нам сказку о
"справедливом мире"? Потому что в ней, как правило, как-то так все
и происходит: добрые, умные и правильные люди в итоге женятся,
выходят замуж, рожают детишек и что очень немаловажно - обретают
материальное благополучие. Ну а плохие и негодяи либо гибнут, либо
садятся в тюрьму, либо перевоспитываются, и им тоже в итоге везет.
См. любой поп-сериал. Особенно забавно наблюдать трудовую жизнь
персонажей (как правило, показанную абсолютно неверно - это я сужу
по сериалам медицинским, но если там несут лажу, то надо
предположить, что и другие области трудовой жизни изображают ничуть
не лучше). В трудовой жизни положительная героиня обычно скромница
и талантливейшая труженица, но ее недооценивают и постоянно
унижают. А иногда и увольняют. Она все покорно принимает и
продолжает трудиться не покладая рук, и в конце концов, конечно же,
успех сам приходит к ней (то же относится и к персонажам мужского
рода). Ну а всякие карьеристы, которые думают не о деле, а о
продвижении или деньгах, получают по заслугам...
Наверное, не все мне поверят, но в реальной жизни все обстоит ну
совершенно не так. Например, гибнут раньше отведенного срока в
основном лучшие (поэтому, например, сериал "Ополченский роман" -
это не попса, а действительно искусство). Материальное благополучие
- кому как повезет. Талант - как прыщ, на ком захочет, на том и
вскакивает, может и на последней твари вскочить. Скромные труженицы
до конца своих дней в лучшем случае остаются на своем скромном
месте, а в худшем их сокращают, потому что ну они же скромные, а
сохранить при сокращении надо "лучших", кто "себя зарекомендовал".
Когда посмотришь, с какими бабищами порой живут приличные мужчины,
и наоборот - с какими уродами живут хорошие женщины, вообще веру в
человечетво потеряешь. Пока люди воспитывают детей, они убеждены,
что все у них прекрасно, и дети растут прекрасными - но потом
почему-то разочарование настигает очень многих, невзирая на
приложенные усилия и правильность, казалось бы, воспитания. И
наоборот, матери- безответственные алкоголички иногда в итоге
получают прекрасных социализированных детей, которые об этой матери
еще и нежно заботятся. Хотя бывает, конечно, и другая ситуация - я
тут опять же не обобщаю, и не хочу создать какую-то новую
аберрацию: не все лучшие непременно гибнут, и не все скромные
остаются в итоге в тени. Потому что см. выше набор действующих
реально факторов.
О медицине я уже молчу. Банальное: даже диабет второго типа больше
зависит от генов, чем от массы тела, но это мало кто знает, а кто
узнаёт - тот не верит. Люди, в жизни не курившие, получают ХОБЛ, а
иные - со стаканом и сигаретой отлично живут до 100 лет. Хотя тут
есть, конечно, статистика, и факторы риска - но факторы риска есть
те, на которые мы влияем, и те, на которые нельзя повлиять. И в
жизни отдельного человека статистика ничего не значит, что тебе
статистика, если ты вот лично не курил, а у тебя рак легких?
(разумеется, это не призыв курить и обжираться - факторы риска надо
минимизировать, но не стоит и осуждать людей и рассуждать о том,
что они "сами виноваты". Вы-то откуда знаете, почему они себя так
ведут...).
Вы скажете: но ведь попса - это просто современные сказки. Нет.
Сказки довольно сильно отличаются от попсы, очень часто там
"награда" в конце - просто избегание смертельной опасности
(Мальчик-с-Пальчик, Красная Шапочка, Гензель и Гретель), а иногда
герой и гибнет, сказки вообще глубоки и архетипичны, касаются
глубинных психологических пластов, они символичны, см., например,
психоаналитические разборы сказок или тот же сценарный анализ. В
общем, те сказки, которые дошли до нас, обладают всеми признаками
подлинного искусства. А подлинное искусство вот именно что не
попсово и не задает настолько мелких обыденных представлений.
Андрей Болконский гибнет, Наташа вроде бы обретает счастье в браке,
но счастье это выглядит неоднозначным; Раскольников обретает
покаяние и душевный покой (через страдание) - но не миллионы и
роскошный выезд, в общем, пресловутый "хэппи энд" в искусстве
скорее исключение. Именно хэппи энд, а не счастливый конец.
Приличное произведение искусства может заканчиваться светло и
хорошо - герои обрели любовь, например. Но это всегда неоднозначно
- так же, как и наша жизнь. Больной ребенок выздоравливает,
профессор делает открытие, герой добивается своей цели - все это
счастливый конец, но не "хэппи энд". "Хэппи энд" - это именно
попсовое явление. Это вхождение - заметим, при жизни героев - в
некую бесконечную полосу безоблачного счастья, с непременным
материальным богатством, личным особняком, миллионами, роскошной
машиной, внешне крайне привлекательным спутником жизни, здоровыми
умными детьми и т.д. (и все это - в антураже общества, достигшего
"конца истории").
То есть РАЙ при жизни.
Причем рай, полученный собственными усилиями - якобы они могут
как-то повлиять и на те факторы, которые от нас абсолютно не
зависят.
Я не хочу сказать, что большинство людей не понимает лживости
подобных сериалов и книжечек. Понимают, конечно. Воздействие идет
подсознательное: ну да, ТАК не бывает... Но ведь в принципе-то,
конечно, все зависит от наших усилий? Разве не так?
В этом плане религия гораздо честнее и реалистичнее. Религия также
эксплуатирует "веру в справедливый мир", но переносит эту веру в
загробное царство. ЗДЕСЬ справедливости нет. Здесь многое зависит
от случая, от общества, от других людей. От дьявола в конце концов.
ТАМ - справедливость есть. Там будут поделены козлища и агнцы, там
одних - плохих - ждет геенна огненная, а других - хороших -
царствие небесное. Индуизм и буддизм предполагают карму как
последствия действий - но не в этой, а именно в следующих жизнях
(кстати, попсовые эзотерики как раз-таки и карму переносят прямо в
нашу жизнь: у вас больной ребенок, потому что вы в детстве конфеты
воровали...)
Правда, если честно, я лично думаю, что "правды нет и выше". То
есть и там все гораздо сложнее, и нет никакой прямой линейной
зависимости между "поведением" и посмертными последствиями; вот
разве что есть связь с умиротворенным благостным состоянием души -
так что в итоге практически все религии не столько учат
"правильному поведению", сколько подобному благостному и
возвышенному состоянию души (и нет, это не взаимосвязано и даже
порой не совместимо одно с другим). Это не случайно. Но все это
спекуляции, разумеется (как и все религиозные рассуждения), поэтому
можно их не учитывать.
Но в целом верить, что "когда-нибудь потом, там" в
трансцендентности существует действительно прекрасный и
справедливый мир - это неплохо и даже правильно. И может быть даже
в чем-то и необходимо.
А вот верить, что "прекрасный мир" - это здесь, это, мягко говоря,
неправильно, и ведет к очень дурным последствиям.
Кстати говоря, поп-культура возникла и распространилась именно как
коммерческий продукт. В СССР собственно "попсы" было довольно
немного, бОльшая часть фильмов (не считая позднесоветских "бытовых
комедий") претендовала на глубину, литература для публикаций
отбиралась с соответствии с критериями, заданными великой русской
культурой. В перестройку же начали вещать, что все это делается
"для людей" и единственным критерием искусства является вкус
массовой публики. Люди должны "голосовать рублем". И люди очень
быстро проголосовали рублем за попсу, которая преподавала им
"очевидность" (а очевидность всегда обманчива) и ложные утешения и
обещания "рая" прямо здесь. Пусть даже не для них - пусть для
кого-то. Вы помните, какой взрыв вызвали мексиканские сериалы, как
вся страна жадно впитывала "Богатые тоже плачут" и "Просто Марию"?
(ну да, до этого еще была "бедная рабыня, чей хахель был жесток"
(с)). Вот ведь самое классическое воплощение того самого
"справедливого мира" - бедная, скромная девушка, труженица,
обретает и личное счастье ,и непременно огромный достаток, и еще и
становится знаменитостью... (честно, сюжет первых двух сериалов я
уже вообще не помню, а Мария еще немножко припоминается). Ну а
теперь у нас разнообразные богатые уже более тридцати лет
размазывают сопли по экранам, а мы и рады на это смотреть...
Оглупление - это еще, наверное, не самое страшное следствие поп-культуры. Эти следствия еще предстоит когда-нибудь осмыслить. Конечно, тогда ,когда поп-культура перестанет существовать вместе с коммерцией.
Ну и вступайте в Матрицу подписывайтесь на
Телеграмм, там интереснее.
|
</> |