Солнце австерлицево - 35

Пока на ручье Гольдбах русско-австрийские генералы не могли растереть в муку полторы дивизии (видимо, им мешал "заговоренный" план Вайротера, отнявший у них все военные таланты и умения), на Праценских высотах творились свои театральные представления. У Кутузова внезапно проснулась совесть, причем одна - без желания выполнить полученные приказы или хотя бы предупредить остальных, что он их выполнять не будет. Он тупо саботировал выступление 4-й колонны с Праценских высот - по мнению россиянских исторЕГов, внезапно осознав всю важность оной позиции (на военном совете этого, опять же, не случилось - "хорошая мысля всегда приходит опосля"). Так что Ланжерон тщетно ждал его батальонов, которые могли бы переломить ситуацию у ручья... Дошло до того, что спускать Ларионыча пинками прибыли оба императора. Дальнейший "цирк с конями" описал в официальной истории войны 1805 года официальный исторЕГ Александр Михайловский-Данилевский.

Пока с меня не снимут мундир генерала Деникина, никуда наступать не буду!
"В 9-м часу прибыли на поле сражения Императоры Александр и Франц. Государя сопровождали генералы Сухтелен и граф Аракчеев, генерал-адъютанты граф Ливен, Винцингероде и князь Гагарин, тайные советники князь Чарторыжский, граф Строганов и Новосильцов. Подъехав к Кутузову и видя, что ружья стояли в козлах, император Александр спросил его: «Михайло Ларионович! Почему не идете вы вперед?» «Я поджидаю, — отвечал Кутузов, — чтобы все войска колонны пособрались». Император сказал: «Ведь мы не на Царицыном лугу, где не начинают парада, пока не придут все полки». «Государь! — отвечал Кутузов. — Потому-то я и не начинаю, что мы не на Царицыном лугу. Впрочем, если прикажете!»". Вот такой, с позволения сказать, диалог между главнокомандующим фактическим и главнокомандующим номинальным, и совершенно потрясающее его завершение фразой "впрочем, если прикажете!". Не правда ли, становится ясно, за что Александр "старого сатира" не любил, и именно после Аустерлица?
4-я колонна тронулась в путь, но увы - утренний полумрак уже давно рассеялся, и движение ее было прекрасно видно из штаба Аполиона. Сульт горел нетерпением вдарить по Праценским высотам, но ампиратор хотел "заманить поглыбже". "«Сколько вам нужно времени, чтобы занять эти высоты вашими дивизиями?» «Двадцать минут». «В этом случае подождем еще четверть часа»". Только когда туман рассеялся, Аполион дал добро, и дивизия Сент-Илера рванула на Праценберг, а дивизия Вандама - на Стары-Винохрады. Однако Кутузов, продолжавший упираться, аки баран, шел с такой черепашьей скоростью, что с высот так и не спустился! Ура-ура, сейчас старый опытный воин даст отпор врагу, оборонит ключевую позицию и сорвет планы врага? Ага, вот именно - щаззз... Впрочем, Милорадович даже успел построить свои войска, и их первый залп заставил слызнуть 1-й батальон 14-го линейного полка бригады генерала Тьебо из дивизии Сент-Илера. Но увы и позорище, стыдно сие писать - второй батальон того же полка пошел в штыковую через овраг, которую два батальона Новгородского мушкетерского полка не приняли, а драпанули, как трусливые зассаные зайцы.

Состояние на 9:00 (кликабельно)
Милорадович как-то смог остановить банду "трусских" солдат, а "кутузов-зять" Тизенхаузен даже схватил знамя и побег вперед, увлекая за собой батальон - он еще не знал, что писателишка-графоман в грошовом романчике лишит его фамилии, национальности и вообще, заменит геройскую смерть на что-то пошлое и практически позорное. Устыдившись и вспомнив, что с турками воевали, и хотя бы бечь вперед с криками "ура!" умеют, руссияне побегли вперед с криками "ура!" Но Сент-Илер, уже подведший всю свою дивизию, развернул шесть батальонов, которые тупо подпустили поближе и шмальнули залпом. Тизенхаузен упал и умер, французы кинулись в штыки, их противники побежали назад вдвое быстрее, чем бежали вперед - окончательно поняли, что это не турки, так что опыта никакого нетуть. Но, слава Б-дде, Б-г создал австрийцев - 16 батальонов Коловрата подошли сзади и остановили французов, дав руссиянам время прийти в себя и заново построиться.
Однако и Сент-Илер получил подкрепление - батарею из шести 12-фунтовых орудий, которые картечью остановили и обратили вспять австрияков. Жопа была настолько полной, что штаны уже трещали, однако тут на помощь союзникам пришел... Ланжерон, который, выехав выяснять, где, блджд, Кутузов, встретил по пути свою же отставшую бригаду генерал-майора Сергея Каменского 1-го (Ряжский пехотный и Фанагорийский гренадерский полки) и взял ее с собой. Увидев, что тут за анусы случились, Ланжерон лично повел войска в атаку на Сент-Илера, а Милорадович, собравший своих "олимпийских бегунов на спринт", оборотился на подходившего Вандама. Кинулись на Сент-Илера с Вандамою снова и австрийцы, так что первый, если верить мемуарам Тьебо, задумался об отступлении. Но увы - русские войска, как мы помним, были обучены воевать только с турками, и ничего из этой контратаки не вышло. А что делал Кутузов, спросите вы? Ничего конкретно - пара фраз в разных сочинениях про "делал всё, что возможно", не отвечают на вопрос, как "великий гений русской войны, любимый ученик Суворова

Баталие Остерлицкое (вельми кликабельно)
Вообще, полководцы союзников занимались малохудожественной самодеятельностью, кто во что был горазд. Милорадович, по свидетельству Ланжерона, "чувствовал свою ошибку и делал все, чтобы показать себя перед императором. Так как у него был прекрасный очень быстрый английский конь, он носился на нем галопом вдоль фронта под ядрами и пулями. Он кричал, проклинал, ругался на солдат, все время оказываясь между ними и врагом. Император был убежден, что никто не вел себя так героически, как он". Царь кричал солдатам: "Я с вами, я подвергаюсь той же опасности, стой!". Бесполезно - к 11:30 бой за Праценские высоты закончился тотальным драпом.
Правда, Милорадович, как оказалось, умел не только на коне, но и историю писать - в его рапорте во всем, сцуко, опять виноваты оказались совсем не русские: "Австрийцы, кои было заняли позицию сзади, оставили оную и отступили назад. Столь гибельное положение, а сверх того, усталость людей, недостаток патронов, трудное местоположение и со всех сторон сильный неприятельский огонь привел до сего упорно сражавшихся солдат в беспорядок при отступлении оных. Я... собрал всех людей, кои проворно собрались, несмотря на пушечные выстрелы... повел я колонну в местечко Аустерлиц, дабы, взяв там патроны, примкнуть к действующему против неприятеля какому-либо полку". Вот так - австрияки убежали, и мне срочно надо стало уйтить
|
</> |