
Семь пулек, как в Сараево, ака Черно-Белая рука

Несть числа до сих пор спорами и спекуляциям - кто же "на самом деле" организовал убийство в Сараево? Ну не могут миллионы

Владо (Владимир) Гачинович
В начале ХХ века Босния принадлежала Австро-Венгерской империи - в 1908 году ее вкупе с Герцеговиной избавили от статуса "временно оккупированной территории" и в 1910 году наградили конституцией, с парламентом и гражданскими правами, но со специальным Управлением общеимперского министерства финансов по Боснии и Герцеговине в качестве органа, которому принадлежала фактическая исполнительная (а в случае приостановки деятельности парламента и прочих институтов - и всякая иная) власть в стране. Всё это, на самом деле, нравилось только некоторым католикам-хорватам, которых было в стране меньшинство (16 депутатов в парламенте). Мусульмане (24 места) считали, что имеют право на независимость, ибо всё равно не могли нормально жить рядом с "гяурами необрезанными". А православные-сербы (31 место) были уверены, что даже Боснию (не говоря уж о Герцеговине, насчет которой "нема вопроса") в свое время нагло отняли у Сербии, и мечтали об "аншлюсе". Но начало ХХ века - это вам не "средние веки", тупо топить за национализм с примитивными песнями, танцами и ракией молодежь не хотела. У нее были новые увлечения - социализм, "борьба классов", "международная солидарность трудящихся".
И даже те из юных сербов, кто оставался ультра-наци, склонялись к тому, что воссоединяться с "матерью-родиной" надо на принципах республиканизма и социальной справедливости, а не "православия, самодержавия, народности". Именно на такой платформе организовал в 1911 году организацию "Млада Босна" (как "Молодая Италия" у Маццини) сербский студент-юрист Владо (Владимир) Гачинович, получивший образование в Белграде - у боснийцев, не знавших и не желавших учить немецкий, других вариантов не было. Впрочем, сам Гачинович немецкий выучил, потому что после Белграда уехал учиться на юриста в Вену, а потом вообще в Лозанну. "Млада Босна" была именно что организацией республиканцев, социалистов и ежели не атеистов, то людей религиозно безразличных - одним из ее активных участников стал мусульманин Мустафа Голубич (будущий агент НКВД и "шпион Коминтерна"). А программу обществу написал вообще поэт-авангардист, мистик и критико-философ Димитрие Митринович. Из других известных людей в ряды "младобосняков" входил будущий лауреат Нобелевской премии, писатель-хорват Иво Андрич.


Юлий Цедербаум и Лейб Бронштейн - ЗОГ-друзья Гачиновича
В Боснии "младобосняки" шерудили по-малой - сжигали австрийские флаги, печатали брошюры, клеили листовки, срались с сербскими и хорватскими националистами. А в Швейцарии их "духовный отец" Гачинович вообще связался с отмороженными пропащими людьми - евророссиянами-социалистами. Он активно общается с эсером Марком Натансоном, меньшевиком Юлием Мартовым (он же Цедербаум) и "нефракционным социал-демократом" Львом Троцким (Лейб Бронштейн). Чему он может научиться у таких "старших товарищей"? Ну уж не любви к православию, преданности сербским королям и ультра-национализму. Но тут наш подопечный делает финт ушами и доказывает, что балканская душа - Потемкин. Он связывается и сотрудничает сперва с организацией сербских ультрас "Народная оборона" (Народна одбрана), действовавшей из Белграда "на вынос". А другие участники "Млады Босны", с его ли ведома, или без него, вступают (не прерывая участия в "МБ") в другую организацию ультрас - "Единство или смерть" (Уједињење или смрт). Совершенно точно "единосмертным" был Голубич.
"ЕиС" образовалась в том же 1911 году, что и "МБ". Это было не идеологическое, а чистой воды тайное политическое общество, даже более того - военное. Потому что в тогдашней Сербии существовал сильный антагонизм между военными и гражданскими чиновниками. Дошло до того, что был принят указ о про то, как на всех церемониях "штатские крысы" должны были стоять "попереди" служивых (правда, потом его смягчили, оставив только для политических церемоний, а не для культурных и религиозных). А всё потому, что 11 июня 1903 года военные в ходе организованного ими пронунсиаменто убили короля Александра Обренович с королевой Драгой. И с тех пор сохраняли такое влияние на политику страны, что свежий король Петар I Караджорджевич, его сын и наследник (с 1909 года) Александр и премьер-министр Никола Пашич всерьез опасались, что в случае несогласия с ними и их тоже замочат и выкинут в окошко... Потому и давили военных постепенно, тихой сапой и мелкими шажками.

Печать Центрального высшего управления "Черной руки"
Фигня состояла в том, что король Александр был редкостным чмо и никакой популярностью не пользовался - его убийство сербы едва ли не всеобщей овацией приветствовали. А вот Петар I был популярен, причем одинаково и в штатских, и в военных кругах, так что новый пронунсиаменто хорошим выходом не был. Так родилась идея тайной организации, которая будет "методами политического и силового давления" проводить милитаристскую политику. 3 марта 1911 года на квартире майора Велимира Вемича собрались бывшие участники цареубийства и их друганы - начальник белградских жандармов Илия Радивоевич, четник (бандопартизан за границами) Богдан Раденкович, Чедомиль Попович, Ристо Черекович, майор-четник Воислав (Воя) Танкосич, четник Илия (Часлав) Йованович Пчиньски, Милан Васич, внезапно художнЕГ-импрессионист Милан Милованович и полковник генштаба Драгутин Димитриевич (известный под ником Апис - Пчелобык, ибо по-древнегречески "апис" - пчела, а древнеегипетский бог Апис - бык).
Поскольку почти все они во время убийства короля Александра были участниками созданной по тому случаю организации "Черная рука" (Црна рука), то это название приклеилось потом и к новому обществу, так что можно встретить утверждения, будто "ЧР" была основана в 1903 году (хотя после переворота ее распустили). Вопреки тому немногому, что знает об этом среднестатистический россиянин, председателем Центрального высшего управления выбрали Радивоевича (секретарем стал Вемич). И только когда Радивоевич умер в 1913 году, Апис унаследовал и его пост начальника военной разведки, и кресло председателя "ЧР". Основные цели организации были сформулированы кратко: участником общества может быть любой серб, независимо от пола и религии (феминизм и религиозный пофигизм); абсолютная тайна

Петар Живкович
Однако хранить какое-то тайны в Сербии - это даже не смешно... Принц Александр и его сторонники в руководстве армии быстро прознали про "Черную руку" и решили ответить абсолютно адекватно. 17 мая 1912 года наследник престола и полковники Петар Живкович, Петар Мисич и Иосиф Костич (также участники Майского переворота)... организовали тайное общество "Белая рука" (Бела рука), смысл которого был еще более емок и прозрачен, чем у его конкурента - защита принца и противоборство всяким поползновением "единосмертников". Премьера Пашича брать не стали, он не был военным, но использовался "БР" как влиятельный союзник в политическом пространстве. То, что второе ( а по факту всё более и более первое) лицо в государстве для защиты от группы офицеров прибегает к дешевой театральщине, будучи не в силах сместить или уничтожить своих врагов - само по себе прекрасно характеризует внутреннюю политику Сербии 1910-х годов. Милитаристы, легитимисты, националисты, социалисты, партизаны, поэты и художники - всё "сплетались клубками" и дышали друг на друга ядом.
|
</> |
