Солдафонские привычки великого князя Константина Павловича

топ 100 блогов sergeytsvetkov18.11.2023
Солдафонские привычки великого князя Константина Павловича

Второй сын императора Павла Петровича прослыл венценосным солдафоном, подобно отцу. Свои солдатские привычки Константин Павлович приобрел еще на гатчинском плацу.

Впрочем, армию, военное дело он любил вполне искренне — возможно, тут не обошлось без влияния Суворова, вместе с которым Константин Павлович проделал Итальянский поход. Став в 1815 году наместником Царства Польского, главную свою заботу Константин Павлович видел в создании польской армии, которая под его началом действительно вскоре стала считаться образцовой в Европе. Иностранные принцы и генералы специально ездили в Варшаву, чтобы научиться у великого князя искусству обучения войска. Поляки не без тщеславия говорили, что их армия доведена до wysokiej doskonalnosci, а сам Константин Павлович, слушая похвалы, с удовольствием повторял: «Мои ученики, мои ученики».

Великий князь вникал во все мелочи солдатского быта: посещал казармы и конюшни, лазареты и кухни, наблюдал за ковкой и чисткой лошадей, проверял корм и подстилку, заглядывал в полковой котел и каждую миску, любил побалагурить с солдатами. Немного было таких офицеров, от полковника до прапорщика, которые не были бы должны великому князю, и ни разу никто из должников не слышал ни слова об уплате долга. Константин Павлович ходил за гробом каждого умершего офицера, а покойных генералов лично носил до могилы.

Во внеслужебное время великий князь был добр, приветлив, обнимал и целовал каждого офицера, трепал по плечу, шутил и острил, даже на свой собственный счет.

Образ жизни Константина Павловича был по-солдатски прост. Он вставал летом в четыре, зимой в шесть; постелью ему служил жесткий матрац с кожаной подушкой. Адъютанты обедали у него; никаких роскошеств за столом не было. Как-то он рассердился на адъютантов и перестал приглашать их к столу. В числе их был поляк, великолепный рассказчик, которого Константин Павлович любил слушать. Встретив его через несколько дней, великий князь спросил: «Что скажешь новенького?» — «Новостей много, ваше высочество, — отвечал офицер, — да рассказывать теперь некогда, расскажу за обедом». Константин Павлович понял намек, рассмеялся и вновь стал приглашать адъютантов за свой стол.

Но все эти превосходные привычки и качества соседствовали в нем со вспыльчивостью и резкостью, которые переходили порой в безотчетную ярость, — сказывалась павловская порода. Браня польских офицеров, великий князь гремел: «Я вам задам конституцию!» Однажды, придя во время смотра в негодование от состояния амуниции солдат одного полка, он приказал арестовать поголовно всех полковых офицеров, предварительно осыпав их перед строем забористой бранью. Двое офицеров, не вынеся бесчестья, застрелились, а один пытался повеситься, но был вынут из петли. Только ближайший поверенный великого князя, грек Курута, умел успокоить его своим: «Цейцаз будет исполнено» (особо строгих приказов, однако, не исполнял). Для рассеяния гнева его высочества он заводил с Константином Павловичем разговор по-гречески (знание этого языка осталось у великого князя со времен «греческого проекта» Екатерины II). Но царственный матершинник и в греческие фразы вставлял русские словечки, а когда после всего Куруту ехидно спрашивали, что это ему говорил великий князь, грек хладнокровно отвечал, что бранчливый разговор его высочества по-гречески ничего особенного не значит, хотя перевести его на русский язык весьма трудно.

И русские офицеры часто бывали недовольны великим князем и в знак протеста договаривались за завтраком у его высочества не есть и не поднимать бокалов за его здоровье. Раз, после исключения со службы одного товарища, все, как один, подали в отставку, чем заставили Константина Павловича одуматься и отменить приказ. Впрочем, великий князь знал свой несносный характер и однажды заметил, что в армии у него «строго и жучковато» (последнее слово произвел от «жучить»).

Оттенки настроения великого князя можно было угадать по его одежде: если он надевал белый халат, то, значит, был в отменном расположении духа; если в сюртуке без эполет — ни то ни сё; при появлении на сюртуке эполет дело становилось плохо, а если он выходил в мундире или, того хуже, в парадной форме, то следовало ожидать бури с ураганом.

И однако же эта его привычка сильно облегчала жизнь подчиненным: ведь всегда лучше знать заранее, чего ждать от начальства.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
—  зачем такая дикая и бессмысленная реклама в соцсетях и особенно на видеохостингах? Начнем с того что она не работает. когда тебе показывают в 50-й раз одно и тоже — это уже вызывает негатив а никак не желание пройти по ссылке.  -с  У штурвала давным давно ...
Продолжая тему распятого мальчика . Мне представляется довольно позорным устраивать патриотический холивар на тему защиты чести и достоинства защитников Отечества в стране, которая неоднократно и цинично обобрала этих самых защитников, оставшихся в живых. В стране, защитники которой ...
Вы точно знаете место, где она находится?! Если Вам знакомо имя Джона Тенниела, то Вы знаете о чем я говорю. Следуй вместе с Алисой за Белым Кроликом вниз по норе и попадешь в Страну чудес! В детстве, многие из нас читали, смотрели чудесную сказку Льюиса Кэррола "Алиса в Стране чу ...
19 февраля 2024 года герцогиня Эдинбургская как покровительница посетила кампус Лондонского колледжа моды (LCF) на новом Восточном берегу в Олимпийском парке королевы Елизаветы в Стратфорде в Лондоне по случаю Лондонской недели моды 2024. Лондонская неделя моды отмечает в этом году свое ...
Ждановского котла больше нет . Похоже остатки гарнизона получив "коридор" от ВСН вышли в сторону Дебальцево. Кстати пишут, что  ВСН заняло также и Углегорск (пока нет подтверждения от местных. Но мой источник в Светлодарске говорит, что каннонада со стороны Дебальцево была всю ...