Сокольники – окно в другой мир.
avderin — 08.06.2021 В начале 1970-х я был школьником. Выставочного комплекса на Красной Пресне ещё не было – и все международные технические выставки проводились в Сокольниках. Там был целый городок из сборных павильонов, в том числе знаменитый геодезический купол Бакминстера Фуллера, построенный американцами в 1959-м году для своей выставки.Я очень любил бывать на сокольнических выставках. Насколько я помню, проходили на них по пригласительным и купленным в кассах билетам. Добыть пригласительный не было проблемой. Люди часто шли от работы, группами, и у старшего были лишние билеты. Но охрана по распоряжению свыше часто не пускала детей на эти выставки, мол, вы там будете клянчить у иностранцев жевательную резинку и позорить страну.
Но и такие строгости не были проблемой. В советском заборе всегда были дыры.
Для меня каждый поход в Сокольники был выходом в иной мир. Где иначе (ровно!) лежит асфальт, где тротуарные бордюры выложены по линеечке. Где даже наши, советские, работяги одеты в стильную чистую, глаженную униформу, а не в засаленные телогрейки и протёртые штаны.
На этих выставках всё было импортным: столы и стулья, стенды, светильники, двери, окна, телефоны, автомобили, автобусы, костюмы участников… Всё было необыкновенно красивым и стильным. Даже пивные банки были произведениями искусства. Что не есть преувеличение. Большие фирмы часто заказывают упаковки знаменитым дизайнерам. Советские посетители тайком совали себе в сумки эти банки и фигурные пустые бутылки – чтобы поставить их себе в буфет, для красоты.
Но не надо думать, что я ходил только для того, чтобы поглазеть на пивные банки и побродить среди стоящих перед павильонами иномарок. В СССР любая иномарка была чем-то диковинным.
Меня завораживала тихая и плавная работа всяких механизмов. То, как красиво они были сделаны. Я уже знал, что есть такая дисциплина, как технический дизайн. Знал, что в мире в создании любого станка участвует, в том числе, и дизайнер. Но на советские станки это не распространялось. Их делали по принципу, как получилось – так получилось.
Когда на выставке кранов мне удалось попасть в кабину автокрана (то ли вольвовского, то ли мерседесовского) – это был экстаз. Как же там было красиво и комфортно!
А фрезарный станок на выставке Лесдревмаш, который через пантограф воспроизводил на доске растительный орнамент с образца… 10 минут – и готова большая резная филёнка, которую стамеской пришлось бы ковырять полдня. Ведь до сих пор помню! Или автоматы для резки стекла… С точностью до десятых долей миллиметра. Это тебе не пьяный дядя Боря со стеклорезом.
Так что впечатлений было море.
|
</> |