«Соглашение 123»: другой российско-американский ядерный пакт
golos_ameriki — 28.01.2011Соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергетики (также известное как «Соглашение 123»), подписанное в 2008 году, вступило в силу. Вашингтон надеется, что это соглашение станет основой для более глубокого сотрудничества между Россией и Соединенными Штатами в областях экономики и энергетики, а также для укрепления партнерства в сфере нераспространения ядерного оружия.
Президенты Джордж Буш и Владимир Путин выразили намерение обсудить условия данного соглашения еще в 2006 году, во время саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Российские и американские представители заявили о своей уверенности в том, что это соглашение укрепит двустороннее сотрудничество, а ядерные промышленности обеих стран – крупнейшие в мире – выразили желание расширить обоюдное коммерческое партнерство.
«Соглашение 123» называется так по номеру статьи «О сотрудничестве с другими государствами» Закона США об атомной энергии, принятом в 1954 году. Эта статья обязывает правительство Соединенных Штатов заключать так называемые рамочные соглашения о сотрудничестве с иностранными государствами до начала процесса обмена ядерными материалами и передачи разработанных в США технологий. Так как многие ядерные реакторы используют предоставленный Соединенными Штатами уран или обогащенное в США топливо или же используют американские технологии, вышеупомянутые ограничения применяются ко многим иностранным ядерным программам.
Рамочное «Соглашение 123» дает российским и американским компаниям легальную основу для заключения конкретных сделок напрямую в области мирного атома, в том числе взаимовыгодный обмен технологиями, материалами, оборудованием и различными компонентами для ядерных исследований и производства атомной энергии.
Руководители российских ядерных производств надеются, что соглашение позволит им увеличить прибыль на 10-20 миллиардов долларов ежегодно за счет поставок ядерного топлива и различных услуг на международный рынок. В частности, Россия могла бы перерабатывать отработанное американское ядерное топливо, которое затем могло бы быть использовано в третьих странах для электроснабжения. Эксперты считают, что под эту категорию попадает более чем 4/5 мирового отработанного топлива (российские защитники окружающей среды возражают против этого плана, опасаясь, что Россия превратится в свалку для зарубежных ядерных отходов).
Представители США надеются, что новое партнерство также укрепит двустороннее сотрудничество в деле нераспространения ядерного оружия. Вашингтон выразил желание сотрудничать с Россией в создании более безопасных ядерных реакторов в связи с тем, что сегодня многие страны развивают собственные ядерные программы.
«Соглашение 123» может оказаться даже более значительным для плодотворного сотрудничества между США и Россией, чем договор СНВ-3, закон о ратификации которого в пятницу 28 января подписал президент РФ Дмитрий Медведев. Тогда как этот договор по сути является наследием «холодной войны», «Соглашение 123» смотрит в будущее, являясь фундаментом для развития двустороннего сотрудничества в сфере гражданской ядерной энергетики и открытии новых экономических возможностей.
Ричард Вайц – старший аналитик Гудзоновского института (Hudson Institute) в Вашингтоне, постоянный комментатор блога Русской службы «Голоса Америки».