Социальный «Дом 2» на «России1»
tikandelaki — 05.06.2012Несмотря на то, что я много лет работаю на телевидении, у меня нет однозначного ответа на вопрос, помогает ли оно решить конкретные проблемы конкретных людей или, наоборот, вредит. Потому к таким программам я отношусь достаточно спокойно и стараюсь в них участие не принимать. Хотя понимаю, что для многих людей ТВ может стать последним шансом быть услышанными.
Однако в прошлое воскресенье моя команда убедила меня в том, что на программу на канале «Россия1», посвященную демографии, обязательно надо пойти, потому что сегодня в нашей стране эта проблема, даже несмотря на наметившиеся положительные тенденции, все равно стоит очень остро. А я рожала тогда, когда у меня не было ни своего жилья, ни возможности выйти в декрет, ни материнского капитала. Но я родила двоих детей подряд, и это самое главное, что в моей жизни произошло, – я прекрасно это понимаю. Поэтому, имея на работе достаточно много сотрудниц, сомневающихся в возможности совмещения детей и карьеры, часто и охотно рассказываю им о том, что карьера становится только успешней, когда есть ради кого развиваться и двигаться дальше.
А вопросы и сейчас все те же. Рожать или не рожать? Ждать, пока кто-нибудь даст гарантии уверенного будущего или все-таки рожать для себя? Если для себя, то с какого возраста? Для создания полноценной семьи? Что нужно для того, чтобы эти полноценные семьи рожали не одного, не двоих, а троих, четверых или даже больше?
Программа началась с истории жительницы села Артыбаш Алтайского края Нины Карачевой, матери семерых детей. Как часто происходит в глубинке, условия для жизни – минимальные. И вообще, условиями то, что мы увидели, назвать было нельзя. Отсутствие нормального человеческого жилья, предметов первой необходимости. Все это, конечно, вызывает глубокое разочарование и усиливающееся неудовлетворение властью, особенно если вспомнить о том, что в России растет количество миллионеров. По этому параметру мы вышли на третье место в мире. В сравнении с этим история Нины, у которой нет даже утюга, естественно, ничего, кроме раздражения и ненависти, не вызывает.
С этого разговор и начался. На вопрос ведущего, из-за чего в России не рожают, главной причиной назвали отсутствие у женщин уверенности в том, что они «потянут» воспитание ребенка. В России, мне кажется, женщины все больше и больше понимают, что надо надеяться не только на мужа, даже если он есть, но и на себя тоже. И надеяться на себя – не значит надеяться на материнский капитал. Несмотря на то, что материнский капитал – это значительная сумма, ее нельзя потратить на ежедневное кормление, уход и образование ребенка. Кроме того, если женщина выходит в декрет, не факт, что компания захочет ей полностью его оплачивать и что она сумеет сохранить свое рабочее место. Таким образом, у нее нет уверенности, что, родив ребенка, она будет иметь какой-то доход, возможность в дальнейшем воспитывать ребенка и давать ему достойное образование.
В общем, дискуссия завязалась, и, как мне кажется, самым что ни на есть страннейшим образом. У нас смешалось все: кони, люди... Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, кричал о том, что централизация Москвы полностью разрушает демографическую ситуацию. А сидящая рядом со мной депутат Елена Владимировна Афанасьева привычно клеймила власть, а заодно и меня, потому что я имела неосторожность сказать, что власть разная.
Не знаю, сколько детей у самой Елены Владимировны и как она их поднимала. Но я своих детей воспитывала, как вы понимаете, не на материнский капитал и уж точно не на алименты, поэтому я прекрасно знаю, насколько сложно, работая, выносить на ногах беременность, а потом, вместо того чтобы прийти в себя, через неделю после родов выскочить на работу. Но, по мнению Елены Владимировны, такие, как я, «жужжат на ТВ» и мало понимают проблемы матерей. Мне к безапелляционности не привыкать, тем более что здесь мотивы были слишком очевидны. К этому моменту у меня стало появляться четкое ощущение, что я нахожусь в «Доме 2», где все немного постарели, выжили из ума, но по-прежнему не сдаются в борьбе за зрительское внимание.
То, что происходило дальше, вызвало во мне искреннее недоумение. Я много лет знаю Лейлу Владимировну Адамян, главного гинеколога России. Сколько людей она спасла и скольким детям она дала жизнь, ее вклад в дело сохранения жизни несопоставим с вкладом ни этой передачи, ни всех, кто в тот момент находился в студии. Будучи гинекологом, она, естественно, имеет четкое представление о том, что такое вазектомия. Как только она заговорила об этом, на нее напрыгнул Герман Стерлигов с воплями «Демон, изыди!». Оказывается, она и была главным демоном, накликавшим на Россию все демографические проблемы. Дальше вообще начались Содом и Гоморра: вопли и крики о том, что аборты являются самой главной проблемой, способствующей падению демографии в России, что президенту надо запретить аборты и т.д.
И только один человек – Сергей Рыбальченко, доцент ВШЭ, скромно, тихо и интеллигентно сидевший всю передачу рядом со мной, в самом конце рассказал о французском опыте демографической политики, который со времен де Голля мотивирует француженок рожать и не бояться ни развода, ни возраста, ни демонов.
Уверена, что если мы будем продолжать вести дискуссии в таком духе, то ничего, кроме ненависти, они людям, сидящим у ТВ, не принесут. Проблемы многодетных семей у нас в разных регионах решаются по-разному, демографией в стране занимаются, и высокую смертность мы все же победили. Не говоря о том, что это у нас, в России, на Урале, «Ростехнологии» производят инкубатор, в котором выживает ребенок, весящий 500 г. В этих инкубаторах уже спасли 2 млн детей. Но про это присутствующие не знали, да и не особо интересовались.
Конечно, гораздо эффектнее орать по ТВ про власть и ее преступную политику, рейтинг точно будет выше. Правда, толку от этого мало. Хотя после того, как Нину показали по «России» год назад, ей подарили утюг и компьютер, да и вообще зрители теперь ей всячески помогают. А канал мог бы помочь десяткам Нин, если бы дискуссия была конструктивной, а по ее результатам было конкретное предложение, что делать. Но что делать, пока не особо важно. Важно говорить, критиковать, учить других и, самое главное, ничего не делать самому. Только советы. Бесплатные и от чистого сердца.
|
</> |