Социальные медиа разделяют людей на два новых вида
2academy — 17.02.2021 Вы всё равно комментариев не читаете, так что напишу небольшое вступление. Эта статья в развитие темы поднятой в посте schegloff'а Серебряная пуля в голову (перепост в сообществе здесь). А вот более подробнее и связи для зеттелькастена будут уже в комментариях.Карелов пишет в своей статье О главном же — о разделении человечества на два вида (не чисто биологических, но культурно-биологических.
И вот одно из них — о критерии прохождения границы разлома.
Два когнитивных стиля
Есть два конкурирующих представления о когнитивном стиле — факторах, определяющих убеждения и поведение людей. В психологии, по теории двойного процесса, мысль может возникнуть двумя различными способами: рефлексивное (или аналитическое) мышление и интуитивные реакции, возникающих автономно (и часто быстро), когда человек сталкивается с запускающим стимулом. Одно из ключевых следствий этого различия состоит в том, что аналитическое мышление (в отличие от интуитивной обработки) в некоторой степени дискреционно — то есть совершается по воле (личному усмотрению) человека.
Вот пример, иллюстрирующий важность переопределения интуитивных ответов, которые кажутся правильными с помощью аналитической обработки.
Ответьте быстро на вопрос.
- Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?
- Ответ, который интуитивно приходит на ум многим людям, — это “первое место”. Однако правильный ответ — второе место.
- Согласно интуитивистскому подходу, люди подобны «эмоциональной собаке с рациональным хвостом» —
- Согласно же рефлексивному подходу — всё с точностью до наоборот.
Два отношения к истине
- Новое исследование на основе глубокого анализа взаимодействий в социальных сетях убедительно опровергает вышеописанный интуитивистский подход и доказывает позитивные повседневные последствия аналитического мышления.
Доказательством этому служат лабораторные исследования, в которых аналитический когнитивный стиль положительно ассоциируется с широким спектром социальных явлений, таких как неприятие религиозных верований, паранормальных явлений и конспирологических теорий, повышенное признание науки и отказ от псевдо-глубокой ерунды. Более рефлексивные люди также менее склонны перекладывать функции мышления на поиск в интернете.
Новое исследование также доказывает:
- ▪️ люди аналитического стиля меньше верят фейковым новостям и с куда меньшей вероятностью их распространяют;
- ▪️ они меньше доверяют ненадежным и слишком поляризованным источникам;
- ▪️ они генерируют меньшее количеством сообщений/твитов/постов, но ощутимо более длинных;
- ▪️ в их сообщениях чаще встречаются тонкие изысканные обороты языка.
Кроме того, люди аналитического когнитивного стиля:
- ✔️ Куда менее доверчивы, чем люди интуитивистского стиля (по всему спектру тем)
- ✔️ Куда более вовлечены в политику, проявляя повышенную политическую активность.
- принципиально иначе различают истину в социальных медиа, что ведет к принципиально иной ценностной оценке происходящего у этих двух групп человечества.
- ➖ Аналитики подобны сёрферам, выбирающих нужные волны и скользящим по ним.
- ➖ Интуитивисты — подобно утопающим, глотающим любой глоток воздуха, лишь бы не пойти на дно.
Исследования, подтверждающие связку между триадой — размер социальной сети индивида, умение «читать мысли» других и объем орбитальной префронтальной коры, — уже проведены.
Они доказывают [1, 2],
- самые крутые инфлюенсеры социальных медиа имеют специфические отличия в мозге.
- здравствуй, алгокогнитивная евгеника!