Сочельник

- Приснилось, как будто за мной прибегает какой-то мой очень творческий приятель без определённого места жительства и зовёт меня скорее с ним посмотреть какую-то мастерскую около метро “Алексеевская”. Мастерская называется “Сон летучей мыши”, и там они распродают остатки от вертепов – деревянные фигурки. У них сначала были целиком подобраны вертепы – с волхвами, со всеми делами, но это было перед Рождеством, а то, что богатые люди не купили, они теперь сбывают по отдельности, подешевле, а хорошему человеку могут и за так отдать. Мне они сразу с порога суют вола. Он такой весь пёстрый, необыкновенный, расписанный какими-то звёздами, этот вол, и дальше я уже иду с волом в обнимку и всё смотрю. Вижу, что у них в вертеп затесались какие-то странные животные, которых вроде бы в яслях не должно быть. В частности, над колыбелью с младенцем Иисусом сидит любопытная мартышка, присела на корточки и лапой трогает его за щеку. Я говорю: “Что это такое?” Они говорят: “Это мартышка от Ноева ковчега, его мы тоже разобрали”. Я говорю: “Я возьму эту мартышку. Чтобы она не лезла к Иисусу”. Они говорят: “Берите, но только мы тут лак случайно пролили, они склеились вместе. В общем, мартышку можно взять только вместе с Иисусом”. Дальше я уже иду с волом, мартышкой и Иисусом. Я говорю: “Скажите, а зачем вы всё это распродаёте за гроши? Можно ведь дождаться покупателя! Почему такая срочность?” Они объясняют, что сразу в начале февраля их мастерская снимается с места вся целиком и улетает в Лапландию. Они вообще перелетают с места на место. Наши вертепы и ковчеги для них – лишний балласт. У нас закончились праздники, с нами всё. Теперь близятся праздники в Лапландии. И показывают мне кое-что, что они уже заранее для лапландцев приготовили. Тоже деревянные фигурки. Семеро братьев-великанов, которые для забавы сражаются на саблях, тренируются, выбивают северное сияние. Над всей Лапландией полыхает. И ещё, мне объясняют, у них там есть такой бог… Эвейкут?.. он весь оброс мхом, не двигается с места, как скала, и подкармливает всю зиму оленей. К нему приходят проголодавшиеся олени объедать с него мох. В общем, это бог-покровитель оленей. Тоже мне его показывают в виде деревянной скульптуры, и олени там вокруг него сделаны, деревянные. Объедают.
И так эта мастерская за год облетает… примерно по шестидесятой параллели, с забросами чуть южнее и чуть севернее, облетает вокруг Земли. Да, они и говорят, что мастерская как раз оттого и называется “Сон летучей мыши” – исчезает как сон: сегодня была, и нет её. Ну, и потом – летучая.
И вот что я скажу: а что, нельзя в самом деле варьировать набор тех, кому можно присутствовать рядом с этими яслями? Как-то развивать эту историю? Ведь, по идее, там мог сидеть кто угодно! Это же Рождество, волшебное время, Иисусу подвластны чудеса. Почему бы туда не подсадить, например, небольшую красную панду? Почему ей нельзя прийти посмотреть? Она кавайная! И вместо волхвов могли бы приходить разные другие уместные люди, вот не Мельхиор, Бальтазар и... не помню, как его? – Каспер, а, например, Синдбад-мореход, ну и вообще кто угодно другой, кто мог туда доплыть и долететь. И каждый раз, в разных вертепах подбирать фигурки по-разному! Почему там всегда только осёл, козёл и косолапый мишка, и синий вол, исполненный очей, и весь вот этот вот квартет? Хватит! Надо разрешить менять набор персонажей, пробившихся в этот хлев в ночь Рождества. Так станет интереснее весь этот сюжет.