
Событие дня, 25 мая 1937 года

25 мая 1937 года в Париже состоялось
открытие Международной выставки искусства и техники современного
мира. Особое восхищение у парижан вызвал советский павильон,
спроектированный архитектором Борисом Иофаном с парящей на нём
статуей Рабочий и колхозница скульптора Веры Мухиной.
Восхищённый Ромен Роллан писал: При самом входе на выставку,
перед воротами Трокадеро, вас поражает увлекательный взлёт, порыв
группы с серпом и молотом, увенчивающий советский павильон. Это
шедевр монументальной скульптуры...
Место для сооружения павильона было
предоставлено на берегу Сены с Эйфелевой башней на заднем плане.
Участок был очень узкий и длинный, под ним проходил автомобильный
тоннель. Архитектору пришлось вытянуть здание вдоль участка на 160
метров.
Павильон СССР облицован самаркандским мрамором с
надписью на фасаде 1917–1937,
намекающим на то, что история этой страны началась двадцать лет
назад...
Символом советского павильона стала 24-метровая
скульптурная группа Рабочий и колхозница, выполненная из
полированной нержавеющей хромоникелевой стали и посвящённая
достижениям социалистической индустриализации. На берегах
Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят
серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн,
который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к
победе, – продолжил Ромен Роллан.
Организаторы Всемирной выставки поставили
немецкий и советский павильоны прямо напротив друг друга. Автором
германского был личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер. Павильон
Шпеера завершался высокой башней, увенчанной символами нацистского
государства: орлом, держащим в когтях свастику. Позже а
автобиографии Шпеер писал, что ему удалось тайно просмотреть планы
советского павильона и он спроектировал немецкий в пику советскому,
как оплот против коммунизма. Узнав же высоту советского павильона,
специально выстроил свой на 10 метров выше. Но это не спасло
немецкого архитектора. Фашистский орел с такой высоты смотрелся
ощипанной курицей, а советский павильон выгодно выделялся
своей сбалансированностью и динамикой.
Международная выставка в Париже 1937 года
Фредди Моне
Кстати, в день начала выставки были открыты только немецкий и
советский павильоны.
Они же и соперничали между собой за победу.
|
</> |
