So we beat on, boats against the current, borne back ceaselessly (c)
ov_20 — 22.05.2013 The Great Gatsby / Великий Гэтсби (2013)- Tom Buchanan (Joel Edgerton)
Ник Кэррауэй (Тоби МакГуайер), выпускник Йеля, голубая кровь из не очень обеспеченных, приезжает в Нью-Йорк с целью немедленно пойти работать на Уолл-Стрит и обогатиться. Он снимает домик в Вест-Эгге, покупает тома по экономике и планирует разбогатеть вот как только так сразу. Но на дворе жаркое лето 1922го, вокруг столько соблазнов: через залив, в "старой" части Вест-Эгга, живет кузина Дэйзи (Кэри Маллиган), очаровательная жена наследника крупнейшего состояния в Америке, Тома Бьюкенена (Джоэл Эджертон). А сосеl рядом, сбоку, рукой подать - загадочный и неизвестный Джей Гэтсби (Леонардо диКаприо), у которого на выходные собирается весь Нью-Йорк, который закатывает лучшие и самые безумные вечеринки в истории...
Лурман очень трогательно-аккуратно относится к тексту. И не только фигурально, превращая снежинки в буквы и давая МакГуайеру проговаривать целые абзацы, но и формально - допуская лишь некоторые искажения (Том был футболистом, а не игроком в поло, ну и криков Ника "неужели ты не видел!" тоже не было). При этом он делает один трюк с рассказчиком, который, по-моему, немножко нарушает замысел - или, наоборот, позволяет воспринимать фильм как нечто куда более мрачное и безысходное, чем даже книга.
И тогда - бедный Гэтсби. Все вокруг одинаковые.
Баз Лурман - чертов смельчак; быть режиссером, известным именно любовью к форме, и снимать фильм про противостояние внутреннего и внешнего, причем со сторону важности именно внутреннего - это надо какими яйцами обладать. То есмть человек, занимающийся в основном внешним украшательством всех историй, что рассказывает, внезапно решает рассказать, что внешнее - это тьфу, главное - что внутри. И при этом делает визуально настолько богатый фильм, что объесться боишься. Хорошо быть против рюшечек и блесток и бездуховного, но выступать за духовность в рюшечках и блестках - это гораздо, гораздо лучше.
И несмотря на такую вот дихотомию - оно работает, вот в чем самое удивительное.
Все в фильме работает - и костюмы, далеко не стопроцентно соответствующие эпохе, и образы, сильно приукрашающие образы и преувеличивающие масштабы событий в книге (больше! выше! сильнее! дороже и богаче!).
И саундтрек, даже не пытающийся особенно прикинуться ничем, кроме поверхностной стилизации. И главная тема в исполнении Ланы дель Рэй, такая притворно-изломанная, с нарочитыми интонациями, когда девочка больше ломается, чем поет от чистого сердца; и все перепевки песен, сделанные в том же несколько извращенном ключе, когда чувство неважно, а форма - всё; так вот, это очень большая удача фильма. Это крайне уместно в фильме, который как раз показывает мир, в котором форма важнее содержания.
Леонардо диКаприо который фильм играет так отчаянно, что хочется уже погладить его по голове и дать этот чертов оскар, что ж мальчик так убивается. И он ужасно трогательный, и играет чудесно,
Хотя лично я вот совсем не удивлюсь, если по результатам фильма номинацию, а то и прямо болванчика получит не Лео, а Эджертон. У него куда более сложная задача сыграть почти карикатурного персонажа без скатывания в пародию, без скатывания в неприятие и оставить возможность рассматривать его как живого человека - и с задачей Эджертон справляется на ура.
Второй план хороший очень все; у меня вопросы только единственные - к Маллиган. Она скорее объект желания (чьи собственные желания никого, кстати, не интересуют - но не факт, что у нее есть какие-то четкие чувства вообще), чем живой человек; но я видела в "Стыде", как Маллиган хорошо играет объект желания. А здесь она его играет только на внешних реакциях, кажется; хотя i may be biased, я жутко не люблю книжный персонаж.
Не желая влезать в очередной раунд спора "пристойно ли не знать сюжета взрослому человеку" и тем более "найдите себе другую боксерскую грушу", очень хочется провести небольшой антропокультурный анализ или попытку оного: видимо, после девяностых, у отечественного читателя возник некоторый иммунитет к романтизированному образу влюбленного бандита с деньгами; розовый костюм или красный пиджак - какая разница. В кино есть обаяние диКаприо, в тексте Ник Кэррауэй, увлеченный (в самом невинном смысле) Гэтсби иногда несколько перебарщивает с фимиамом и Гэтсби прямо полюбить трудно. Вот потому, видимо, на фоне книги у некоторых фильм вызывает больший восторг; по-моему, фильм очень удачная иллюстрация (хотя Гэтсби из Редфорда был куда более обаятельный - с другой стороны, и куда менее внутри покореженный) шикарной книжки, и книжка тут первична.
Хотя я всё равно не понимаю, почему у Лурмана человек-паук не спас Гэтсби. Он же мог.
|
</> |