Снова про успехи РКМП в ПМВ.

в т.ч. в комментариях там же.
1. "На счет вставания ж/д это ерунда, железные дороги в 1916 перевезли больше грузов, чем когда-либо ранее, просто потребности росли быстрее."
1.1. Темпы роста(ТМЪ), столь любимые свидетелями РКМП, сами по себе ничего не значит и ничего не решают. Решают реальные абсолютные цифры и их сравнение с реальными потребностями.
Царские ж/д в 1916 г. приблизились к коллапсу: неисправных локомотивов и вагонов накопилось чуть ли не больше, чем действующих, а действующие в значительной своей части тоже уже дышали на ладан. Об этом осведомленные современники уже тогда писали. См. снова Н.Н.Головина хотя бы.
Главное, что ж/д перевозок в РИ во время ПМВ на потребности фронта и тыла не хватало. Сравнение с 1913 годом - слабое утешение в этой ситуации.
Цитируя современников: "В Европейской России вводили «мясопустные» дни, а в Сибири у железнодорожных станций гнили под открытым небом миллионы пудов мяса... "
2. "Армия была так деморализована, что совершила Брусиловский прорыв и взяла Эрзерум."
Ага. Про остальные события того же года вспоминать свидетелям РКМП не хочется.))
Брусиловский прорыв - был, но он был единственной серьезной военной победой РИА в 1916 г. (да и за всю ПМВ, по сути, тоже), и та сильно преувеличена:
https://alan-a-skaz.livejournal.com/59414.html Небольшой ликбез по истории с географией.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/46021.html Брусиловский прорыв: от девичьих фантазий к математике.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/41266.html Про "практически уничтожение Австро-Венгрии".
Напоминаю, что исходно Луцкий (Брусиловский) прорыв затевался как отвлекающая операция ЮЗ фронта, пока основной удар готовился Зап.фронтом - и стал очередным позорным провалом, известным как Барановичская операция, с традиционно огромными потерями, при этом бесполезными и бессмысленными.
Напоминаю заодно, что ЮЗ фронт имел противником преимущественно армию АВИ, гораздо более слабую, чем германцы - которые всю ПМВ лупили царских вояк, даже при их огромном численном превосходстве.
Остальные военные события в том же году - обычный для царской армии позор.
Сначала - очередное "спасение союзников", за каковое традиционно выдаются самые позорные и фееричные поражения РИА, начиная с Танненберга и остальной Восточно-Прусской операции 1914 г..
https://alan-a-skaz.livejournal.com/221685.html Нарочская бойня и очередные царские пэрэмоги
https://alan-a-skaz.livejournal.com/221759.html Нарочская бойня и спасение союзников
https://alan-a-skaz.livejournal.com/222166.html Нарочская бойня и накопление боевого опыта
Еще про "спасение союзников" уже на Западном фронте:
https://alan-a-skaz.livejournal.com/59388.html Из комментариев - ликбез о русском экспедиционном корпусе в ПМВ.
В том же году в ПМВ вступила Румыния, надеясь в ней наступать и захватывать земли; надеясь на помощь царской армии и ослабление противников после летних сражений. Надежды оказались напрасны: и румын и русских, вместе взятых, австро-германцы в Румынии разгромили в пух и прах, заодно захватив румынские нефтепромыслы и избавившись от нависавшей угрозы топливного кризиса.
Завершением 1916 г. стала "рождественская" Митавская операция. Которую, конечно, наши патридиотЪы тоже выдают за победу, ведь "противник не выполнил свои планы"(С) - про планы РИА и их очередной фееричный провал (https://alan-a-skaz.livejournal.com/357359.html) им вспоминать низзя.))
https://alan-a-skaz.livejournal.com/191268.html Еще про Митавскую операцию
Возвращение к теме с уточнениями по участвующим силам https://alan-a-skaz.livejournal.com/203245.html?thread=6910701#t6910701
Про Эрзерум - раз уж его так часто вспоминают, требуется дополнительный пост, видимо. Про Трапезунд уже было (https://alan-a-skaz.livejournal.com/261163.html). Но и без того можно вспомнить, что за 3 года ПМВ на Кавказском фронте неоднократно случались "ВеликиеРусскиеПобеды"(ТМЪ), которые каждый раз "открывали РусскойЪ армии дорогу вглубь Турции"(С), а в реальности продвижение за все эти 3 года оказалось меньше, чем за 3 месяца у маленьких нищих балканских стран в 1912 году.
3. "надо сравнивать не одну Германию и одну Россию. А совместно Антанту против также совместно Центральных держав."
Ага. "Мы пахали, - сказала муха, сидя на рогах у вола"(С). Так-то и Румыния с Антантой вместе победила в ПМВ.))
4. "В сталинское время гайки закрутили ещё жёстче, поэтому в тылу никто и не мог пикнуть не смотря на все лишения." (орфография и пунктуация на совести автора цитаты).
ВОВ наш народ вправду воспринимал как Отечественную войну - в отличие от ПМВ, которую царский официоз пытался возвести в ранг "Второй Отечественной", но не преуспел в этом. Только единицы, самые-самые квасные, вроде О.И.Деникина, реально использовали в своих текстах такое именование.
Более того: ВОВ стала гораздо более Отечественной войной, чем война 1812 г., впервые получившая такое название, в которой значительная часть России осталась войной не затронута. Война с Японией в 1904-1905г. вовсе была для русского народа чуждой затеей.
Советские люди в 1941-1945, так же как и японцы в 1904-1905, реально жили в соответствии лозунгу "всё для фронта, всё для победы" - поэтому победили. Из-под палки победителями не становятся.
5. "согласно Барсукову армия РИ в ПМВ получила более 72 млн. снарядов (с учётом довоенных запасов), а истратить успела не более 50 млн."
Значительную часть произведенных в РИ во время ПМВ снарядов составляли 3" шрапнели. После краткого начального периода войны, эффективность применения шрапнельных снарядов по уже опытным противникам значительно упала, против даже самых легких укрытий и средств защиты шрапнель была бессильна.
Однако промышленность продолжала производить и поставлять армии преимущественно уже не востребованные шрапнельные снаряды - они были гораздо дороже и потому выгоднее поставщикам, чем осколочно-фугасные (ОФ, они же "гранаты").
Поэтому шрапнели залеживались на складах, а ОФ снарядов по прежнему не хватало.
6. "генералы встречали 1917 год с оптимизмом"
Да-да.)) См. https://alan-a-skaz.livejournal.com/336563.html - генерал Гурко признается, что зимой 1917 г. царская армия была способна не более чем на вялую имитацию активности, чтобы продолжать удерживать против себя заметные силы противников, при этом надеясь исключительно на военные успехи союзников.
"...мы должны будем провести на каждом из фронтов заранее подготовленные боевые операции на сравнительно небольших участках позиций длиной от пятнадцати до двадцати километров, не имея намерений особенно глубоко проникать во вражеское расположение."
7. "...превосходство австро-германцев в лёгких гаубицах и тяжёлой артиллерии на Восточном фронте было хоть и серьёзным, но менее чем двухкратным."
Всего-то.)) А еще надо не "забывать", что германская легкая гаубица, составляющая заметную часть их дивизионной артиллерии, как и австрийская, имела тогда реальную дальнобойность, сравнимую с трехдюймовкой, но при этом снаряд гораздо тяжелее и соответственно мощнее в 2...2,5 раз (14 кг 10cm австрийский, 15,7 кг 10cm германский, против 6,5 кг русский 3").
Царские легкие гаубицы на фронте тоже были - но при этом считались корпусной артиллерией, и в войсках были в гораздо меньшем количестве. А на корпусном уровне им противостояли гораздо более мощные, и при этом более многочисленные, 6" гаубицы противника.
8. "По производству орудий РИ в 1914-1916 годах была на одном уровне с Британией."
Да-да, конечно-конечно. Хорошая шутка.)))
8.1. Во время ПМВ в Англии РИ закупила 400 легких гаубиц 114-мм, 100 тяжелых полевых гаубиц 152-мм, 60 гаубиц 203-мм, несколько гаубиц 234-мм и 9 гаубиц 305-мм (а также трактора для их транспортировки, делать свои РИ не умела), не менее 16 зенитных 40-мм автоматических пушек Виккерса, известных как "пом-пом".
Сравнимо с масштабами собственного производства аналогичной артиллерии в РИ!
При этом Англия в первую очередь обеспечивала артиллерией свою армию, и тоже неплохо это делала.
Внимание, вопрос: сколько царских арт.орудий за это же время закупила себе Англия?
Вопрос риторический.))
8.2. Износ стволов царских орудий наступал гораздо быстрее, чем у аналогичной продукции развитых стран. Тут влияло и низкое качество стали, и недостаточно квалифицированное обслуживание орудий неграмотными царскими солдатиками (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/280503.html) - поэтому цифры производства орудий и стволов к ним нуждаются в соотв. коррекции.
9. "подобная недооценка расхода вооружений и длительности военных действий была характерна для всех воюющих держав."
Да-да. Денег не хватает всем: и миллионеру на новую яхту, и бомжу на еду. Но есть нюанс...
10. "Значительным было отставание по производству пулемётов и самолётов"
Признание радует. Но значимость этого отставания принижена.
Кроме названных категорий, РИ имела катастрофический провал с производством автомобилей и тракторов.
Что касается самолетов, в РИ, особенно на заводах Анатры (https://alan-a-skaz.livejournal.com/100967.html), было обычной практикой учитывать заказ сразу как выполненный, а потом его реальное выполнение срывать и отменять.
К тому же, авиамоторов (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/363012.html) в РИ катастрофически не хватало: делать свои там не умели, даже копирование чужих вызывало трудности и по количеству (объемы импорта в разы превышали собственное как-бы-производство!), и по качеству (которое сказывалось в т.ч. на скорости износа и сроках службы), и по ассортименту (копировать в РИ умели в основном устаревшие маломощные модели, современные и мощные обычно доставлялись в РИ из развитых стран, готовыми или в виде комплектов для отверточной сборки).
Еще больше роль импорта была в отношении магнето, карбюраторов и подшипников.
Поэтому реальные цифры производства авиации, и степень самостоятельности царской авиационной промышленности, заметно меньше указанных здесь. См. https://alan-a-skaz.livejournal.com/134596.html и по ссылкам оттуда.
11. Про "успешность" царской армии в ПМВ. Обзор постов по "Великим Русским Победам" в ПМВ: https://alan-a-skaz.livejournal.com/309387.html
UPD. еще весёлое оттуда же: 12. "Согласно данным Кривошеева в РИ произвели 20 000 автомобилей в период ПМВ"
Да-да, читали такие (https://alan-a-skaz.livejournal.com/310195.html) сказки. Хотя и эта фантастическая цифра выглядит жалкой на фоне развитых стран.
Видимо, "производством автомобилей" в РКМП считается их отверточная сборка из готовых импортных комплектов, и распаковка готовых импортных авто из транспортных ящиков.
Поскольку другого производства автомобилей в РИ во время ПМВ практически не было.
Как и не было во время ПМВ и перед ней, с 1910 начиная, в РИ автозаводов, хоть немного похожих на настоящие, кроме Руссо-Балта.
А его во время ПМВ тоже, по сути, не было. Сначала модернизация в надежде на оборонные заказы, потом эвакуация — и на этом окончательный кердык.
За всю свою историю, начиная с 1909 г., РБВЗ продал почти 0,5 тыс. автомобилей, в основном являвшихся копиями иностранных (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/326299.html и по ссылкам оттуда) — продал в основном тем, кто покупал не на свои и не по своему выбору, в армию и императорский гараж.
Поскольку продукция Р-Б стоила в России раза в полтора больше (7,5 тыс. против ~5 тыс. руб.), чем полностью импортные аналоги со всеми наценками и накрутками, включая немалую таможенную пошлину.
Всего в РИ за всю её историю реально сделали от силы ~1 тыс. автомобилей.
Из них во время ПМВ — какие-то жалкие десятки экземпляров. Практически нуль.
|
</> |