СМС Ромео — Джульетте

топ 100 блогов novayagazeta27.05.2020 Как киноиндустрия, обстрелянная ковидом, поднимается из окопа.

Роспотребнадзор разрешил снимать кино, снабдив это решение во многом разумными рекомендациями (всего их 26). Правда, если строго им следовать — завершить фильм вряд ли получится. Еще можно себе представить режиссера, операторов, осветителей, «держащих социальную дистанцию в полтора метра», а попробуйте снять романтическую историю, в которой между героями парит невидимая широченная стена. Или выстроить «дистанцированную» массовку. По сути, съемки массовых сцен рекомендуется отложить до снятия ограничений. К тому же требуется провести лабораторное обследование всех участников съемки на COVID за двое суток до начала съемок. Дальше — тишина. Какое время можно снимать людей, прошедших исследование, — один день? Весь съемочный период? И в какую сумму продюсерам обойдется выполнение рекомендаций?

Такая ситуация не только в России. Департамент Великобритании по цифровым технологиям, культуре и СМИ позволил студиям возобновить кинопроизводство.

Но даже крупные кинокомпании не торопятся приступать к завершению съемок очередного «Бэтмена», «Фантастических тварей-3» — их сдерживает инструкция COVID-19 secure.

Удаленка

СМС Ромео — Джульетте
Кадр из фильма «Фау»

От причитаний «мир не будет прежним» уже хочется бежать подальше. Но за глобальными переменами, которые приходят в режиме онлайн, наблюдать страшно любопытно. И переоценка ценностей уже идет.

Изоляция стала продюсером зашкаливающего числа сериалов и фильмов в формате «Скринлайф». До карантина отцом и двигателем кино, действие которого развивается исключительно на экранах девайсов, был Тимур Бекмамбетов, создатель целой коллекции кинопроектов — от хоррора «Убрать из друзей» (фильм Лео Габриадзе принес создателям 62 млн долларов при затраченном миллионе) — до триллера «Профайл» (приз зрителей на Берлинале).

Эпидемия возбудила интерес к технологии захвата реальности у многочисленных последователей Бекмамбетова. Да и сам он впереди на белом цифровом коне.

Его широко объявленный конкурс «Истории карантина» — о том, что с нами происходит во время самоизоляции, — уже приносит плоды. Более 300 заявок из разных стран — Америки, Великобритании, Франции, Польши, Казахстана, России. Две работы уже сняты.

Среди них «Удаленка» Аксиньи Гог (ее фильм «Обмен» был показан на фестивале короткометражного кино «Новой газеты»). История о сотрудниках фирмы, вынужденных проводить важную утреннюю летучку в Zoomе. О сложном выборе каждого на пике кризиса социальных и личных связей.

Новелла «Ищу руммейта», сочиненная сценарной группой 4$, расскажет о мужчине среднего возраста, занятого поисками соседа для совместной аренды квартиры. Единственным адекватным кандидатом оказывается женщина. Но проблема не в этом — страшно включить камеры и увидеть друг друга.

Завершены съемки «R#J» по шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», действие осуществляется на экране смартфона и компьютера главного героя. Происходящее будет описываться при помощи всплывающих окон и текстовых сообщений на экране. Бекмамбетов рассказывает о нынешнем поколении — для нынешнего поколения.

Сегодняшний Ромео, по его мнению, не будет вызывать Джульетту на балкон «убить луну соседством, затмив ее своею белизной», он просто напишет ей SMS. И луна не успеет моргнуть — он получит ответ.

В качестве режиссера Бекмамбетов снимает «Фау-2. Побег из ада» (о побеге на немецком бомбардировщике из концлагеря советского летчика Девятаева). Фильм снимается сразу в двух форматах, помимо привычного горизонтального — «вертикальным кадром» — как в смартфонах. По мнению режиссера, новый формат позволит сфокусировать внимание зрителя на переживаниях главного героя. Часть своего Instagram-кино Бекмамбетов режиссирует дистанционно — новые технологии позволяют.

«#СидЯдома»

СМС Ромео — Джульетте
Кадр из фильма «СидЯдома»

Российские интернет-платформы наперегонки снимают скринлайф-сериалы. Зритель в свободное от рабочих zoom-конференций, общения по интернету, онлайн-обучения время — глядит в окно своего компьютера: что там происходит с другими изолированными?

Скринлайф-сериалы не поразят ваше воображение свежими идеями, зато все в них происходит «здесь и сейчас», и переживания карантинных персонажей зачастую совпадают с вашими ощущениями, фобиями, нереальными планами. Самая слабая сторона проектов — сырые, наспех сделанные сценарии. И это ощущение небрежности не искупают ни сиюминутные импровизации, ни известные актеры.

«#СидЯдома» Ольги Френкель, ТНТ, Premier. Любовное электронное письмо летит не по адресу, включая электричество необратимых конфликтов между женами и мужьями — сотрудниками некоего предприятия «КлинХоз», падающего в яму банкротства.

Александр Молочников для Кинопоиска снимает треш-комедию «Безумие» — на YouTube больше полумиллиона просмотров. Людям нравится кино про артистов. Причем все артисты выступают под собственными именами: Евгений Стычкин, Кристина Асмус, Игорь Верник, Аглая Тарасова, Максим Андреев и сам Молочников в роли молодого наглого режиссера, посмевшего навязать свой проект самому Стычкину. А Стычкин снизошел. Вышел многосерийный капустник.

«Все вместе» Виктории Кравченко, платформа Okko, с участием молодых комиков Игоря Чехова и Юлии Топольницкой. Еще одно вторжение в личное пространство отчасти реальных, отчасти выдуманных персонажей. Кстати, этот микс узнаваемого, документального и выдуманного — характерная черта «скринлайфа на скорую руку». Историю рассказывает голос вируса, который пытается понять, а нужны ли мы вообще планете Земля?

«Безопасные связи» на видеосервисе START Константина Богомолова. Временами изобретательная психодрама про то, как изоляция разобщает и соединяет, влияет не только на отношения, но и взаимопонимание с самим собой. Три пары разного возраста, «связанные одной Сетью», каждая счастлива и несчастлива по-своему. Сценарий развивался по ходу съемок. «Конец света, — как подмечает одна из героинь, — какой-то убогий получился». Но что поделать, даже конец света, перефразируя Уальда, — в глазах смотрящего.

Скринлайф-сериалы снимать удобно, не нужна громоздкая аппаратура, актерские графики легко складываются в алгоритм совместной съемки, режиссер на удаленке накормлен домашней едой, а не мобильным буфетом.

Декорации, специальный свет, натурные локации, массовки, павильоны — все лишнее. Дешево и не сердито.

Зато намечается скрин-унификация: известные милые люди в квадратиках на мониторе бранятся — только тешатся.

Есть ощущение, что в карантин скрин-лайфом (сегодня даже оперу пытаются ставить в этом формате, продвигает идею режиссер Дмитрий Отяковский) так обкормят зрителя, что он рванет от компьютера туда, где море огней — вроде большого экрана со спецэффектами, костюмами, массовкой. Впрочем, Тимур Бекмамбетов, верный рыцарь десктопа, по-прежнему считает скринлайф героем нашего времени — причина его популярности не только в пандемии, посадившей человечество в онлайн. Она лишь радикализировала ситуацию. Выросло поколение Третьего измерения, Бекмамбетов призывает искать способы контакта с ним, новые формы искусства времен онлайна, варианты гуманизации инернета.

Синдикаты надежды

Стриминги все больше превращаются в комбинаты замкнутого цикла, сами создают фильмы, сами их показывают, экспроприируя зрителя у традиционного кинотеатра.

Кинотеатр, покинутый зрителем, плачет, но сделать ничего не может.

Одна из главных индустриальных новостей — переговоры платформы Amazon о потенциальном поглощении крупнейшей сети кинотеатров AMC Theatres (примерно 11 000 экранов в пятнадцати странах), сильно пострадавшей от пандемии.

При этом подразделение стриминга Amazon Studios уже производит фильмы и сериалы. Таким образом создается еще одна мощнейшая технологическая компания, предлагающая членам своего клуба скидки на билеты, огромную библиотеку потокового видео и эксклюзивные премьеры своих фильмов.

Крупнейший стриминговый сервис Netflix вкладывает в производство своих оригинальных проектов 20 млрд долларов! (В России общий объем государственной поддержки кинематографии из федерального бюджета в 2017–2019 гг. составил 22,8 млрд рублей.) Стриминг-платформа «Disney-плюс» снимает сериалы из вселенной «Звездных войн». Набирает обороты Apple TV+ («Утреннее шоу», «Удивительные истории»). Медиахолдинг WarnerMedia запустит стриминговый сервис HBO Max 27 мая и станет еще одним крупным игроком в сегменте потокового видео в мире. Сейчас в лидерах — Netflix, на который подписаны более 158 млн человек. Более 30 млн человек подписаны на стриминг Hulu.

Цифровая революция происходит во всех сегментах киноиндустрии: от съемочного процесса — до фестивалей и зрителя. Кинотеатральные сети следят за этим процессом, не скрывая паники.

Дело даже не в том, когда и в каком количестве кинотеатры возобновят работу. Уже сегодня приходится искать решения насущных проблем. Как будет формироваться репертуар в выживших кинотеатральных сетях? Не потеряется ли окончательно в 3D-потоке аттракционного интертеймента авторское кино, драмы, которых с распростертыми объятьями ждут на стриминг-платформах, формирующих библиотеки «по интересам». Поддержит ли в России государство бутиковые кинозалы, демонстрирующие арт-кино, российское кино, классику, — или они будут вымыты из афиши?

Деньги сегодня — фильмы завтра

Кстати, о государстве. Министерство культуры — среди первых в переводе работы на удаленку.

С 20 мая департамент кинематографии Министерства культуры России открыл прием заявок на получение субсидий для создания национальных игровых кинопроектов. Кинокомпании могут представить проекты дистанционно с помощью электронной формы, разработанной министерством. Защита проектов скорее всего тоже пройдет в онлайне. (Возможность представить заявку на бумажных носителях сохранена.) Будут рассматриваться игровые авторские и экспериментальные, детские фильмы, неигровые спецпроекты и детские анимационные фильмы. Перечень предлагаемых тем в «авторско-экспериментальном» кино начинается с «социально значимых» фильмов. Что подразумевается под этой «шапкой», не очень понятно. «Зеркало» Тарковского или, допустим, кино Сокурова, Балагова, Звягинцева — социально значимое?

Или имеется в виду «сделанное с любовью» авторско-экспериментальное кино, прославляющее Крымский мост?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

СМС Ромео — Джульетте

Кино уползает в стриминг. Российская индустрия, пораженная COVID-19, претерпевает кардинальные перемены. Как они повлияют на зрителей и будущее?

В разделе «анимация» пока царит путаница. Короткометражные детские фильмы и циклы поддерживаются Минкультом в одной категории с сериалами. Хотя давно пора разделить крепкое коммерческое сериальное кино (часто весьма успешное, приносящее доходы, поддержанное телеканалами и платформами) и короткометражное детское. Надеюсь, у государства дойдут руки и до авторской анимации, без живого дыхания которой омертвеют и детские мультфильмы, и сериалы.

Недавно великий оптимист режиссер Дэвид Линч, запершийся в изоляции, предположил, что коронавирус может сделать человечество добрее. Хорошо бы еще и умнее. Но боюсь, для решения этой задачи карантин должен длиться очень долго.

Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
у меня такие вены как будто их нет. то есть они есть, но не отсвечивают. сегодня приехала я на капельницы, назначенные доктором в четверг, меня уложили как приличную, иголку занесли, а вен нет. тогда меня посадили, обыскали на предмет вен тщательней, и что-то нашли - может подбросили ...
Два многообещающих, два очень увлекательных и оба почти что восхитительных матча – в каждом по грубейшей ошибке судьи. Да, эти ошибки не изменили соотношения сил. Победили сильнейшие. Но эти ошибки переписали сценарий матча. А это важнее. Если бы ...
...
Денег все меньше, а цены на все растут. Пора экономить...Понятно, что все экономят по разному. У кого-то щи жидкие, а у кого-то бриллианты мелкие. Когда выходишь из продуктового магазина, вроде ничего и не купил лишнего, а чек на пару тысяч. Я всегда вспоминаю историю с моим другом, ко ...
Святитель Спиридон Тримифунтский – уроженец Крита. После смерти жены он все свои средства тратил на принятие странников и пропитание нищих. Житие его поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа за его ...