Смысл второго места

топ 100 блогов sapojnik18.07.2018 Под моим постом о выборах в 1999 году разгорелась показательная дискуссия: вполне вроде бы взрослые люди, комментаторы со стажем и каким-никаким жизненным опытом, всерьез усомнились в том, что второе место на мажоритарных выборах может иметь какую-то ценность. Видимо, слишком близко к сердцу приняли слышанную в золотую пору юности песню «The winner takes it all».

То есть народ от жизни в монополистическом государстве, с отсутствующими конкуренцией и выборами, совсем одичал и понемногу впадает в самый кондовый позднесоветский инфантилизм, с его «агу-агу» и розовыми слюнями до пупа; печальное зрелище. Впрочем, деградация действует на всех, так что скоро, видимо, и я сам все забуду. Пока не забыл, надо записать, тем более что обстоятельства тех выборов вполне напоминали авантюрный роман.

Итак – какая может быть польза от второго места, если оно «непроходное»?

Напомню обстоятельства: у нас была тетя, затеявшая стать депутатом ГосДумы по северному нефтяному региону, при том что она
а) в этом регионе уже лет десять не проживала (она жила на тот момент в Москве в 170-метровой квартире, купленной мужем-миниолигархом)
б) даже тогда, когда она там жила, она работала обычным завучем по воспитательной работе в обычной школе, ни в какой общественной жизни не участвовала, то есть известность ее была нулевая
в) муженек у нее в самом деле слегка «приподнялся» в лихие 90е, но стал всего лишь долларовым миллионером, в то время как основные конкуренты за место депутата Госдумы имели поддержку на тот момент от самых богатых нефтяных компаний типа ЮКОСа, Сургутнефтегаза и ТНК. На их фоне муженек со своими 20-30 «лимонами зелени» смотрелся, конечно, бледно.

Ну и, как вишенка на торте: компанией лихой тетушки руководил я, и это была у меня ПЕРВАЯ выборная кампания, причем не в качестве руководителя, а вообще. До этого момента я собственно выборами никогда не занимался.

Как могли доверить полному новичку ведение кампании, причем не какой-нибудь, а сразу в Государственную Думу, то есть на округе «величиной с половину Франции» и с 500 тысяч избирателей? Это ж реально крайне непростая, чисто по логистике, задача, которая еще и осложнялась тем, что надо было выступать против фаворитов, против поддерживающих их корпораций и, конечно, против властей, которые, собственно, на фаворитов и ставили?

Отчасти именно поэтому. Тетенька «нарисовалась» очень поздно, буквально за три с небольшим месяца до собственно даты выборов. Естественно, к этому моменту все опытные и закаленные в боях политтехнологи (которые к тому ж в те баснословные года были немногочисленны) уже были «разобраны» и вовсю занимались кампаниями, работая на солидных и серьезных клиентов.

Старик Бунин (ныне, увы, покойный) поначалу и слышать не хотел о том, чтобы вести кампанию для взбалмошной дамочки, был уверен, что это блажь, это быстро пройдет. Назвал фантастическую сумму аванса, будто бы требуемого для начала работы (обычный прием, чтобы отделаться от сомнительного клиента). Однако, когда через пару дней принесли дипломат с требуемой суммой наличных долларов (по обычаям той эпохи) был вынужден отнестись к перспективе все-таки вести кампанию серьезнее. Да и отказываться от почти полумиллиона долларов аванса было как-то не с руки, верно?

Но кого ж послать? Все верные абреки старика Бунина были уже «в деле»! Тут выбор и пал на меня - появившегося в конторе совсем недавно, по старой дружде с товарищами по alma mater, то есть психфаку МГУ. Особенно забавно было то, что и «пехоты» (райтеры, верстальщики, полевики, коучи для кандидата и т.п.) под рукой у Бунина тоже уже не было – поэтому этим делом (подбором) он тоже предложил заняться мне. В итоге команду я сформировал тоже в основном из бывших сокурсников и приятелей (ну а из кого?) – скажем, главным полевиком и главным же верстальщиком я взял старого приятеля-программиста из сельхозакадемии им. Мичурина (который лишь уже в самолете на Север мне трогательно признался, что газет никогда в жизни никаких не верстал, и вообще представляет себе этот процесс чисто теоретически).

Весело было! Старик Бунин, впрочем, не действовал безрассудно: перед тем, как «запускать команду» (так этот процесс называется у политтехнологов), он представил нашей кандидатше 50-страничный труд под названием «Диагностика», в котором черным по белому говорилось, что предвыборная ситуация крайне сложная, а шансы у девушки крайне слабые – рейтинг менее 1% - и потому абсолютно никаких гарантий «сколько-нибудь положительного результата» дать нельзя. Любой нормальный кандидат при таком откровенном сливе в гневе забрал бы деньги и ушел, но наша учительница наплевала на все и заявила «Едем!» В качестве напутствия безжалостный Бунин сказал ей, что «команда сделает все возможное, но на его экспертный взгляд, и 5% будут отличным результатом».

Напутствуя уже меня, он сказал иначе – мол, «конечно, никакие 5% ты не наберешь – это физически невозможно, но, если будут 3%, я буду считать, что вы все неплохо поработали. Ни пуха!» Я был молод, горяч и потому не думая возразил: «К черту! Я возьму все 10%!!» На том и расстались.

Дальше было все весело, некоторые (но далеко не все) события той бурной кампании отражены в «Записках старого пиарщика» - например, «Выстрел в себя» - это тоже оттуда), но итог вы уже знаете: второе место, 18%. Победил, как оно и планировалось изначально всеми, кроме людей из ТНК, ставленник ЮКОСа и местных властей, действующий депутат.

Тетушка же, вроде бы, осталась ни с чем. Но!

На самом деле в том самом нефтяном регионе среди «людей категории кто надо» она произвела фурор. А если точнее – она всех напугала. Почему? А потому что сразу после выборов в ГД в тех же местах, всего через несколько месяцев, должны были состояться выборы губернатора. Не такие, как сейчас! Ожидались вполне конкурентные выборы – у действующего губера был опасный соперник.

На этом фоне внезапное появление в регионе какой-то «учительницы», непонятным образом набравшей на половине территории региона почти 20% и смешавшей все устоявшиеся там расклады, смотрелось в самом деле угрожающе. Какая-то москвичка с нуля берет второе место! А если она призовет на губерских выборах голосовать за «неправильного» кандидата в губернаторы?! Ожидалось жесткое противостояние, и держатель 10% голосов (а вдруг?!) представлял собой реальную электоральную силу.

Итог: на тетю вышли люди из администрации губернатора, и после полюбовных переговоров ей как минимум компенсировали все расходы, произведенные на кампанию в ГД, а заодно щедро профинансировали квази-кампанию по выборам губернатора – на них возжаждовшая славы и публичности наша бывшая кандидатка выступила уже в полном тандеме с региональной властью, занимаясь в основном тем, что «мочила» «неправильного» кандидата в губернаторы. Тетя хотела попасть в «элиту» нефтеносного региона – и она в нее, пусть и ненадолго, но попала, и с большой пользой для себя.

Случился и совсем неожиданный «профит» для нашей конторы. Видимо, наша «неправильная», но оказавшаяся весьма эффективной кампания так впечатлила местных «политических управленцев», что старик Бунин был со всеми почестями и реверансами приглашен в офис представительства нефтяного региона в Москве, где ему предложили поучаствовать силами «своих орлов» в ведении выборной кампании Самого, то есть губернатора на предстоящих выборах.

Предложение и весьма лестное, и крайне выгодное; всем понятно, что избирать главу нефтеносной территории во всех отношениях выгоднее, чем главу какой-нибудь Тамбовской губернии, Обычно все места вокруг таких лакомых кусочков уже обсижены разными придворными политтехнологами, и старик Бунин, увы, в свое время не подсуетился и не был среди оных. И тут вдруг – сами просят!

В регион вылетела новая команда, втрое больше прежней: всех хорошо приняли, поселили, дали рабочие места с интернетом, просили писать аналитические справки. Работа была необременительная, но очень скучная. Я тоже тогда поехал, ожидая уже привычных острых ощущений, но нифига: вторая кампания была самой скучной на моей памяти. Мы буквально НИЧЕГО не делали – только сидели целыми днями в интернете.

Лишь ближе к концу мы догадались, что так все и было задумано: для ведения собственно кампании у губернатора были с самого начала свои люди, которым он вполне доверял; команду же Бунина наняли… руководствуясь основными принципами даосизма – просто «чтобы не нанял кто-то другой».

До такой степени там всех напугала наша «учительница». Заплатили за 3 месяца ничегонеделанья по самой высокой ставке. Фу. Вспоминаю до сих пор с невероятным отвращением.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Йоги и уличные артисты ...
Плохое всё вот это тут, стоит, не нравится совсем, давай отсюда скорей всё ето уберём, вообще зачем несёшь суда, всево хватает. Оставишь ето тут опять, оно зачем тебе потом, не знаю прямо? Ты думал, может, что принёс, и сразу можно радым быть, и сбоку ...
Я никогда не позволяю себе высказывать не подкреплённое железными доказательствами личное мнение, но сегодня хочу сделать именно это. Согласиться со мной или нет -- дело ваше, а для себя я уверена, что произошедшая почти неделю назад массовая смерть в сауне на празднике инстасамки ...
Лето наступило, за окном, похоже, прочно воцарилась летняя 30-33 градусная жара. Народ запел старую заунывную песню про невыносимую 100% влажность (врут, кстати, больше 60 почти никогда не бывает). А мы пока даже не особо кондиционером пользуемся. Такое ...
А вот и завершение истории с Официальным Письмом. Резюме от Поэта-и-Главреда. ...