Смерть и налоги

Налог на прибыль должен умереть. Замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал (НнВК) неизбежна, если мы не желаем смерти нашей экономике, если хотим создать новые рабочие места, увеличить поступления в бюджет, способствовать выходу бизнеса из тени и стимулировать привлечение инвестиций.
Налог на выведенный капитал был выработан группой авторов законопроекта № 3357 («Либеральный Налоговый Кодекс», который полгода разрабатывался лучшими экономистами страны, был представлен 150-ю депутатами, но, к сожалению, не был одобрен в конце прошлого года парламентом). Основная идея – облагать налогом только выведенный капитал, а не то, что остается у предприятий ежемесячно в виде разницы между доходами и расходами. Та прибыль, которая остается работать в бизнесе, – это новые рабочие места, это расширение деятельности, это рост экономики и, в будущем, – увеличение поступлений в бюджет от налогов, которые заплатит предприятие. Революционность такого изменения можно сравнить с введением в 1998-м году единого налога. Бизнес выйдет из тени, увеличатся доходы в бюджет.
Мы облегчим жизнь предпринимателей, которые сейчас «в замкнутом круге». Если ты платишь налоги – ты становишься неконкурентоспособным по сравнению с теми, кто не платит налоги – а это почти все, кроме западных инвесторов. Если ты не платишь налоги и работаешь в тени – ты теряешь возможность защитить себя и свой бизнес, потому что он нелегальный. Если налог больше не будет привязан к прибыли, у предпринимателей исчезнет необходимость скрывать реальные доходы; снизятся и коррупционные риски. А это, в свою очередь, будет способствовать приходу инвестиций. Когда инвесторы видят двойную бухгалтерию, они заходят очень неохотно.
НнВК позволит показывать реальный доход, реальную отчетность. Потому что, пока деньги остаются в бизнесе – они не облагаются налогом. Налогообложению подлежат только средства, которые выводятся из бизнеса. Если денежные средства выводятся владельцем, то применяется ставка 15% к сумме выплаты. Если средства выводятся иным способом (приравненные платежи), то применяется ставка 20%.
Еще один важный аргумент – налоговая инспекция потеряет основания для проверки бухгалтерского учета предприятий. Смогут проверять только часть внешних операций (не проверяются платежи между юридическими лицами в пределах страны, ведь деньги “не выходят” из экономики Украины). Утратят фискальное значение такие понятия как “финансовые результаты” и “затраты” – бухгалтерский учет становится исключительно вопросом самого предприятия. Не будет оснований для проверок относительно правильности начислений расходов, не будет претензий и штрафов.
Оппоненты НнВК упрекают нас в дискриминации иностранных компаний. Если украинская компания платит дивиденды другой украинской компании и обе фирмы являются плательщиками налога на выведенный капитал, то такие дивиденды не облагаются налогом. А если украинская компания платит дивиденды своей иностранной материнской компании, то такие дивиденды облагаются налогом. Это не так. Дискриминации нет, потому что вопрос заключается не в резидентстве юрлица, а в направлении выплат. Если юрлица, основанные нерезидентом, будут распределять прибыль между собой в Украине, то операция не облагается налогом. Что на самом деле делает НнВК – он удерживает, оставляет в Украине деньги, заработанные именно в Украине. Это же то, к чему мы стремимся. Чтобы миллиарды, миллионы и тысячи предпринимателей разных уровней не выводили деньги за границу, как это происходило 25 лет. Пришло время это остановить.
Говорят, что у украинцев есть три стадии бедности: – нет денег, совсем нет денег и «пора менять доллары». Думаю, наш малый и средний бизнес уже дошел до четвертой стадии – сворачиваем эту головную боль и несколько лет пережидаем. Сегодня у нас есть реальная возможность изменить ситуацию. Изменить правила игры, запустить рост экономики, уменьшить давление контролирующих органов, увеличить поступления в бюджет. В следующем месяце народные депутаты покажут всем, кем они являются. Ведь нас определяют наши действия, и результаты, к которым они приводят, а не то, откуда мы родом, какой вуз заканчивали, от какой партии избирались.
Татьяна Острикова,
член комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики.
|
</> |