Смерть и Епископ


Я выжег на доске копию гарвюры Генриха Альдегревера «Смерть и Епископ».
Собственно, этот пост можно было смело назвать «Как я провёл отпуск». Потому что на выжигание этой гравюры ушло около пяти дней практически от рассвета до заката. Это было запойное задротство и натуральное маньячество, доложу я вам! Но я получил массу удовольствия от процесса. Несмотря на слёзы от дыма, совершенно омертвевшую спину и кисть правой руки, застывшую в форме крабьей клешни.
Итак, давайте расскажу по порядку как всё было.
У меня от производства полок для кабинета остались довольно большие обрезки мебельной доски, шириной в 40 и 30 см и разной длины. И вот пришла мне в голову мысль на самой крупной, из этих остатков, доске забомбить что нибудь грандиозное, с обилием мелких деталей и всем таким. Желательно старинную гравюру, которые я так люблю.
Полистав в Pinterest свои подборки с гравюрами, я решил что хочу выжигать какой нибудь аллегорический сюжет с участием смерти. Есть масса выразительных гравюр, в частности у Дюрера и его учеников, где смерть увлекает за собой или просто разговаривает с разными людьми. На этих гравюрах смерть
В итоге по сюжету и общей композиции мне приглянулась гравюра Генриха Альдегревера «Смерть и Епископ». Вот тут про него можно почитать в Wiki. А вот и сама гравюра:
01.

Как вам монограмма автора? Ничего не напоминает? Сразу видно ученика и последователя Дюрера, у которого была такая монограмма:
02.

Манера ставить дату Альдегревер тоже у учителя перенял, скорее всего.
В общем выяснилось, что при масштабном увеличении эта гравюра идеально по пропорциям вписывается в размеры моей заготовленной доски, 40 х 60 см. Прямо ничего не пришлось поджимать в гравюре или подрезать доску.
Этапы процесса я практически не снимал, он такой же как и всегда: распечатать макет в масштабе и "серым цветом", покрыть доску копировальной бумагой, перенести рисунок на доску, выжечь рисунок, покрыть доску матовым бесцветным лаком.
Вот этап подготовки изображения к распечатке. Убираю лишний фон, повышаю контрастность и резкость и всё такое:
03.

Далее тщательно обрабатываю доску шкуркой, сглаживаю кромки, счищаю грязь и убираю занозы. Потом креплю к доске копирку и поверх ней распечатку рисунка.
04.

Затем тщательно обвожу все штрихи и детали с гравюры ручкой контрастного цвета.
05.

Эту распечатку потом полезно держать перед глазами, потому что не всё может чётко перенестись, возможны неточности, так что макет помогает. Между прочим, ручку брал новую и к концу переноса рисунка извёл её практически всю. Признаться, на этом этапе я подумал что лишканул и переманьячил. И мне теперь год это выжигать. Но нет, понадобилось около пяти дней)
На этом этапе также выяснилось что масштаб выбран удачно, штриховка даже в самых плотных местах не слипается. Контур от иглы выжигателя достаточно толстый, так что при меньшем масштабе штриховка и мелкие детали могли уже поплыть.
Ну и всё, не буду томить, в итоге вот:
06.

Вот тут можно посмотреть большую картинку → 3000 px по высоте
Небо на гравюре я «закрасил» морилкой по дереву.
Вот опять этапы процесса. Видите сучок, попавший на грудь Смерти? Вокруг сучка при выжигании стала выделяться смола, её даже видно, она блестит там. С одной стороны интересно и запах приятный, когда она на игле сгорает, с другой стороны я там стал рукой прилипать, было несколько неудобно. Второй большой сучок удачно попал под изображение дерева, там тоже всё смолоточило)
07.

В процессе выжигания столкнулся с тем, что вытираю рукой ещё не вызженный рисунок, приходилось откладывать те области, которые себе наметил, и бросаться на пострадавшие участки. Поэтому ещё епископ не дожжён, а я уже на Смерть перекинулся.
Выжигал, как обычно, американцем Nibsburner, правда родные его ручки начали барахлить, сами по себе греются, а жар на иглу не дают. Так и не понял природу этого явления, тем более что оно возникает волнами, то есть проблема, то нет.
08.

Попутно заказал в интернете ручку стороннего производителя Burnmaster. Несмотря на стрёмный вид, ручка оказалась просто отличная. Мало греется, за счёт толщины ручки пальцы далеко от иглы и не «горят», можно долго работать без неудобств. И проблема странного нагрева ушла, игла в ручке накаляется бодро и честно, жар не пропадает. Возьму себе вторую (у меня аппарат на две ручки жеж).
09.

Вот эта довольно грубая на вид система закрепления иглы оказалась очень надёжной и удобной. Не надо подтачивать толстые иглы, в зажимы можно впихнуть всё что угодно.
И да, жёг я обычной отечественной иглой "петелька", которые прям из детсва и которые поставляются с нашими выжигателями (и она единственный вариант у наших, кстати). Я её только чуть-чуть подточил по ширине (заострил), чтобы она более тонкий контур оставляла.
10.

Фрагменты поближе:
11.

12.

13.

14.

15.

16.

На подбородке у Смерти не морилка затекла, а ещё один сучок в дереве.
17.

И на счёт надписи: там написано на латыни «Percutiam Pastorem et Dispergentur Oves», что можно перевести как «Поражу пастыря и рассеются овцы». Я написал эту цитату готикой и с использованием половинчатой r и длинной s, поэтому сходу не всякий прочтёт. Кстати, в оригинале вместо предлога "et" стоит лигатура "&", которая в последствии перекочевала в английский и здравствует там и поныне.
Ниже надпись вызвала больше затруднений. Поиск в Гугле показал, что цитата про пастыря это Евангелие от Матфея, глава 26 (первые римские цифры об этом и говорят), стих 31. И вот тут загадка, потому что в оригинале вторые римские цифры означают совсем не 31 или я что-то путаю. Также непонятно сокращение между цифрами. В частности я в сомнениях что там, либо сокращённое Матфей — Math (где "th" лигатура), либо вообще там Марк (Mar), но это врядли, так как в Евангелии от Марка таких слов нет.
Так или иначе, я оставил оригинальной вторую группу римских цифр (XIIII) и написал полностью имя Matthaeus, очень надеюсь что написал правильно. Несколько раз перепроверял, но до конца не уверен.
18.

Авторскую монограмму перенёс из центра рисунка в угол, свольничал, да.
19.

В общем, как-то так. Получается что я облазил эту гравюру всю, лично носом провёл буквально по каждому штриху здесь. И это замечательный опыт. Я посмотрел как автор кладёт штриховку, как управляет её плотностью, отображая форму, свет и тень. Это как взять урок у автора, в чём-то похоже.
Ну и символизм нужно упомянуть. В среднем мы тратим на просмотр очередной картинки в интернете менее 10 секунд. Неважно что это за картинка, шлак или шедевр, время на её просмотр обычно одинаковое и его очень мало. В таком режиме средневековый символизм проигрывает, мы не замечаем всех символов и деталей, у нас не хватает на это времени. Мы не видим обстриженный, умерший вяз, который вдруг выстреливает побегами, как бы заявляя о своём воскрешении. Мы не успеваем заметить насколько дородна и раскормлена фигура епископа (а ведь это довольно злая сатира над священством), что жирные пальцы его унизаны кольцами. И весь он такой умеет жить, и власть у него и богатство и еды в доволь, но смерть поднимает часы и показывает «пора, дорогой»! И пастух сзади смотрит на это и думает что нибудь вроде: «Он всю жизнь любил бабло, но бабло не помогло». И все грусные кроме Смерти, которая наоборот довольно игрива. Такая вот грустная и очень символичная картина.
20.

|
</> |