Слушаем музыку. "Roger Waters 'Radio K.A.O.S.' (1987)"

топ 100 блогов alexiy7015.10.2023 Слушаем музыку. Roger Waters 'Radio K.A.O.S.' (1987)

Беда многих концептуальных альбомов в том, что они или слишком уходят в концептуальность, значительно утрачивая музыкальное наполнение, или, наоборот, недотягивают именно по части идеи, балансируя на грани то ли истории, то ли музыкального высказывания.

Вообще, строго говоря, оно и сложно очень – создать альбом, в котором, помимо музыки, будет находиться ещё и какой-то весомый посыл, благодаря которому сама по себе музыка обретёт иное измерение восприятия и сольётся с идеей. Примеров успешной реализации этого – небольшие десятки, что на фоне засилья сюжетов, тиражируемых сплошь и рядом, даёт весомый повод для более чем сомнительного отношения к таким затеям.

Первый альбом Роджера Уотерса, как по мне, был своего рода неудавшимся экспериментом, в котором отражались нереализованные потуги альтернативного The Wall и личные амбиции сугубо субъективного характера. Несколько ярких проблесков таланта освещали сей тернистый путь, но в целом перед взором поклонников Pink Floyd представал лишь слепок былого величия.
Вместе с тем, вторая пластинка вышла практически одновременно с A Momentary Lapse of Reason воссоединившихся без участия Уотерса Pink Floyd, что дало повод для всяческого рода сравнениям и колебаниям музыкального маятника, на деле оказавшихся менее занимательным мероприятием, чем оценка новых работ самих по себе.

И если попытки Гилмора создать классический альбом PF можно оценивать по-разному, с уклоном то ли в нечто новое, то ли в нечто неосуществимо старое, то Radio K.A.O.S. Уотерса нужно сразу и уверенно зачислять в очередную станцию на пути к продолжению маршрута распавшейся легенды.

Слушаем музыку. Roger Waters 'Radio K.A.O.S.' (1987)

Если кратко, то на альбоме повествуется история некоего Билли – парализованного юноши в кресле-каталке, который получает способность улавливать радиоволны всех диапазонов со всего мира, а впоследствии также доступ к компьютерам, синтезаторам речи и телефонам.

Также среди действующих лиц:
- ди-джей того самого неформатного радио «Хаос» - Джим Лэдд, который ведёт трансляцию и ставит песни, а также беседует с Билли;

- Бенни – брат-близнец Билли, шахтёр, мечтающий о собственном радио;

- Дэвид – дядя Бенни и Билли;

- Молли – жена Бенни.

Сюжет довольно прост – сначала Билли попадает в передрягу с Бенни, которого уволили с работы, после чего тот совершает кражу беспроводного телефона и обвиняется в случайном убийстве человека, попадая в тюрьму. В результате Молли, оставшись с детьми и родственником-инвалидом, вынуждена отправить последнего к дяде Дэвиду, в Лос-Анджелес.

Билли там нравится, он общается с дядей и в значительной степени от него получает важную информацию о грехах современного мира (таким образом, через призму частной историю калеки с фантастическими способностями мы смотрим на современную цивилизацию, погрязшую в потребительстве, политиканстве и развлечениях).

Билли, тем не менее, тоскует по дому. Он использует украденный Бенни радиотелефон, знакомится с Джимом и осознает свои возможности. В финале он, обретя супер-способности, решает преподать урок миру – отключает систему сдерживания и объявляет ложную ядерную атаку (с четырёхминутным предупреждением).
Учитывая сквозную сюжетную линию, проходящую через альбом, имеет смысл кратко остановиться на каждом треке, не особенно вдаваясь в содержательную часть лирики, которая, безусловно, занимательна, описательно-подробна и остра, как это часто бывает у Роджера.

Лейтмотивами идейного заряда диска выступают масс-медиа и политика, смешавшиеся друг с другом, погрязшие во взаимном подпитывании и развлечении, с одной стороны, и ответственность, которая лежит на каждом из нас за тот мир, который мы создали и который несёт угрозу каждому, с другой.

И, что самое необычное, история Билли и его поступка – со счастливым финалом. Ядерного взрыва не происходит, а люди, похоже, задумываются над тем, к чему они двигают планету (финальная и лучшая на альбоме – The Tide Is Turning).

В плане музыкального подхода диск частично перекликается с Black Tie White Noise (1993) Дэвида Боуи (использование саксофона, женского бэк-вокала), но если последний находится полностью в 90-ых, то «Радио…» в большинстве случаев намертво привязано к 80-ым с их электронно-синтезаторной начинкой.

Открывающая Radio Waves – с одной стороны, типичный рок-номер из рока 80-ых, построенный на простом ритме и с использованием синтезаторов. С другой, тут есть уместный женский бэк-вокал и неплохая гитарная поддержка на заднем фоне, а сама композиция ловко подстроена под радиоэфир с ди-джеем, который ставит трек, а в конце объявляет, что прозвучала такая-то песня.

Who Needs Information начинается с разговора ди-джея и Билли о происшествии с Бенни. Это медленная, но ритмичная песня, с гитарными раскатами, завываниями саксофона и поддержкой женского хора. Раскачивающаяся и атмосферная. Заканчивается стуком закрывающейся двери (Бенни в тюрьме).

Me or Him представляет этакую стилизованную под Японскую музыку песню, с использованием сякухати (бамбуковая флейта). В середине повествования происходит задержание Бенни (мы слышим звуки переговоров по полицейской рации, шум воды, разговоры), а в конце – нечто вроде сводки политических новостей.

The Powers That Be достаточно бесцветная сама по себе, содержит хорошие гитарные проигрыши, но их совсем немного. В конце мы слышим лай собаки и звук телевизора, потом наш ди-джей ведёт довольно странные, но забавные, разговоры со слушателями.

Sunset Strip довольно задорна, несмотря на лирику, и звучит, как родственник Jokerman от Боба Дилана, одновременно заимствуя гитарное сопровождение в духе Dire Straits. В чисто музыкальном плане шикарная и богатая песня.

Последние три композиции – это вершина всей пластинки, тут есть завязка, кульминация и развязка. Их интересно слушать в первую очередь как составные части концептуального альбома, целиком, одну за другой.

Home – напряжённый и ритмичный рок-номер, напичканный инструментами, который повествует о том, что у каждого из нас есть какое-то своё место на земле, как и роль, и композиция неплохо передаёт это фаталистическое пронзительное чувство. Но подспудно ставится вопрос и о том, способен ли каждый что-то изменить в привычном порядке вещей и установленных правил. На бэк-вокале тут Клэр Торри, которая ранее уже привлекалась к работе с Pink Floyd (The Great Gig in the Sky).

Four Minutes представляет накал концептуальности и поднимает ставки событий всей пластинки. Перед нами разворачиваются четыре минуты перед ядерным взрывом. Как нельзя лучше смысл этого трека передают вот эти строчки:

After a near miss on the plane

You swear you'll never fly again

After the first kiss when you make up

You swear you'll never break up again

And when you've just run a red light

Sit shaking under the street light

You swear to yourself you'll never drink and drive again

Sometimes I feel like going home

Тикают часы, женский вокал (опять несравненная Клэр Торри) стенает, клавишные тревожно проигрывают последние мгновения жизни человечества, Уотерс нервно и трагически взывает к слушателю, ему вторит женский хор, но секунды истекают и мир готовится к ядерному взрыву под усилившееся тиканье часов, шум вертолётных лопастей, радиопомехи и безжизненный отсчёт механического радиоголоса…

Однако, на The Tide Is Turning (After Live Aid) ядерная война отменяется и наступает просветление.

Это очень светлая, спокойная и позитивная песня, неожиданный для Уотерса с его мрачным взглядом на мир и всей этой истории, счастливый финал. Она как нельзя лучше завершает альбом, являясь своеобразным гимном мирного человечества. Зажигаются миллиарды свечей, нас обдувает тёплый ветер надежды под уносящийся в небеса мужской хор, радиосигналы и морзянку.

И, несмотря на некоторую музыкальную сумбурность и невыразительность некоторых композиций, обилие электроники, стилистику поздних 80-ых, а также фантастичность и наивность фабулы, необходимо признать следующее. Роджеру Уотерсу удалось создать музыкальную историю про то, как один человек способен изменить всё. Да, она работает всё же, как цельное повествование, а не в виде отдельных песен, но в этом и заключается концептуальность.

Это нужно слушать от и до. И выходить из Хаоса.

Оценка:5/5



Источники изображений: www.discogs.com, www.pink-floyd.ru, www.pinkfloydz.com, Pinterest.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
https://nsn.fm/society/simonyan-priglasili-v-sibir-posle-ee-predlozheniya-vzorvat-tam-yadernuu-bombu Главред RT Маргарита Симоньян, предложившая устроить ядерный взрыв над Сибирью, не ассоциирует себя с Россией и не понимает важности региона для страны, заявил депутат Госдумы от ...
Как водится, о многих отдельных категориях граждан, особенно нуждающихся в дополнительной защите от государства (и не важно, будь то ветераны ВОВ, сироты, многодетные или инвалиды) у нас вспоминают только накануне праздников. Сегодня – международный день инвалидов, который, кроме всег ...
Помните старую добрую шутку: "Сайт Аэрофлота второй по ущербности после сайта РЖД и Почты России". Если Аэрофлот достиг вполне себе солидных результатов на фоне конкурентов, то вот с РЖД и ПР полная беда. Хотел было наши жд реформировать Якунин. Реформировал, реформировал, да не выреформир ...
Американские специалисты из Женской больницы Бригхэма в Бостоне доказали, что потребление большого количества соли связано с увеличением риска преждевременной смерти. Об этом сообщается в пресс-релизе на MedicalXpress. В долговременном исследовании приняли участие 2974 человека в ...
Конечно детские спорткомплексы сделаны для того, чтобы по ним лазить. Или лазать, это кому как больше нравится. Но понятно же, что интереснее всего с них прыгать. У Малыша спорткомплес стоит с тех пор, когда он ещё и ходить-то толком не умел. Так ...