
SLS супротив SpaceX


Проблема SLS в том, что это тн "pork barrel" (он же "казенный пирог"). То есть проект, утвержденный политиками от штатов, где они хотели, и хотят сохранить рабочие места после закрытия программы Шаттла. Буш и Обама уже пытались закрыть программу, передав запуски частникам, но
По указаниям свыше почти за 20 лет построили огромную ракету, и она все еще не летает. Напомним, что лунную ракету построили лет за 6-7. У Боинга вообще, как вы знаете, много проблем.
Вспомним, что "Starliner" тоже никак пока, хотя, в принципе, это просто большая капсула от Аполлона. Обещают запуск в беспилотном варианте 19 мая.
По последним данным, затраты на SLS превысили 23 миллиарда за 10 лет, и ОДИН запуск будет стоить 4 миллиарда. SpaceX может поднять на орбиту половину массы SLS за 10% стоимости. Шаттл обошелся в 50 миллиардов в сегодняшних долларах (включая сам Шаттл) + 2 миллиарда на запуск. Руководитель SLS все отрицает. ИМХО, он чем-то напоминает Рогозина...
Сравнение систем
Launcher | Mass to LEO | Cost to LEO | Cost per MT to LEO |
SLS | 70 MT | $600M | $8.57M/MT |
Falcon Heavy | 53 MT | $158M | $3M/MT |
Более того, НАСА заплатила Боингу "награды" и "бонусы" несмотря на постоянные задержки. Все хорошо, прекрасная маркиза!
SLS уже давно называют "Senate Launch System". Во имя сохранения рабочих мест НАСА обязали использовать ускорители от Шаттла, плюс использовать двигатель RS-25 от него же и J-2X для верхней ступени. Ладно бы заказ "отправить людей на Луну и Марс", но постановления содержат конкретные технические указания!
In General.– In developing the Space Launch System pursuant
to section 302 and the multi-purpose crew vehicle pursuant to
section 303, the Administrator shall, to the extent practicable
utilize (1) existing contracts, investments, workforce, industrial base, and capabilities from the Space Shuttle and Orion and Ares 1 projects, including– Space Shuttle-derived components and Ares 1 components that use existing United States propulsion systems, including liquid fuel engines, external tank or tank-related capability, and solid rocket motor engines; |
Более того, SLS, по версии Сената, оказывается, должна использоваться для снабжения МКС! Что уже делают частники за 1/10 стоимости.
Причем все это, на самом деле, в нарушение ими же принятого постановления Space Act, в котором черным по белому написано
“The Congress declares that the general welfare of the
United States requires that the National Aeronautics and Space
Administration (as established by title II of this Act) seek and
encourage, to the maximum extent possible, the fullest
commercial use of space.” |
Как, впрочем, нарушает закон 1998 года, который никто не отменял.
Это все имело какой-то смысл лет 15 назад, когда неясно было, как пойдет частная космонавтика. Сегодня SLS не имеет большого смысла. Наиболее вероятно, что это последний носитель, спроектированный и заказанный государством.
Предыдущий руководитель НАСА еще в 2020 году признал все проблемы, сказал, что SLS не будет готова в срок, и лично предложил использовать коммерческие запуски и сборку на орбите.
Bridenstine admitted that SLS cannot possibly be ready by that date, and he also said that NASA should respect the 2020 deadline. He proposed a different scenario: NASA can use a commercial launcher to put Orion into Earth orbit. A second launch would then send an upper stage to rendezvous and attach to Orion, and that would then be used to loft the whole assembly around the Moon.
За что, вероятно, и был быстренько снят с поста Байденом, ибо его назначил Трамп...
Бюрократия всегда не только оправдает свое существование, но и найдет доводы приумножить себя. Нынешний руководитель НАСА - 78 лет и нескрываемое прозвище "Балласт", поскольку в 1986 году он политическими интригами выцыганил себе место в полете Колумбии, в котором ничего не делал.
Nelson was assigned to operate some of the hardware used to conduct the mission’s scientific experiments, but the earthbound scientists who’d designed those experiments didn’t want him “anywhere near their equipment,” astronaut Mike Mullane later revealed in a memoir.
Но - он приятель Джо Байдена! Он не астронавт, не инженер, не ученый, а просто политик! Причем это он обещал, что SLS будет стоить всего 10 миллиардов и полетит в 2017 году. И был против коммерческой космонавтики. Кто-то это вспомнил? Нет, конечно.
Ветеранов НАСА слегка стошнило.
Средства НАСА разумные люди давно предлагают сконцентрировать на передовых разработках, например
- разработки процесса сборки кораблей на орбите
- разработку топливных хранилищ и процесса заправки в космосе
- атомные двигатели и их безопасность
- ионные двигатели
- новые автоматические станции и роверы
- миссии к дальним планетам - Европа, Уран, Нептун
- телескопы на замену Хаббла и James Webb
Но государство, оно такое государство... Хотя, возможно, что-то поменяется, ибо самый упоротый сторонник SLS, сенатор Шелби из Алабамы, выходит на покой.
Shelby has a legacy of overwrought rhetoric as well as protecting contractors that contributed to his campaign and did business in Alabama. He began flexing his power more than a decade ago.
Между тем, SpaceX Starship на подходе. Но вряд ли будут реальные изменения до следующей администрации...
|
</> |

SLS супротив SpaceX
Оставить комментарий
Популярные посты:
- SpaceX установила рекорд по темпам повторного запуска ракеты SpaceX iXBT.com - новости техники и технологий
- SpaceX вывела на орбиту очередную партию спутников Starlink 3DNews
- SpaceX запустила ракету Falcon 9 с новой партией спутников Starlink Новый Проспект
- Компания SpaceX успешно вывела в космос 53 спутника Starlink с помощью ракеты-носителя, стартовавшей всего 21 overclockers.ru
- SpaceX запустила ракету с еще одной партией спутников Starlink - ИА REGNUM ИА REGNUM
- Посмотреть в приложении "Google Новости"