Слон Бастилии
vitas1917 — 21.04.2021В период между 1814 и 1846 годами в самом центре Парижа, на месте бывшей тюрьмы Бастилии, стоял огромной гипсовый слон. По правде говоря, он выглядел жалким. Один бивень полностью отвалился, а другой превратился в обрубок. Его тело почернело от дождя и копоти, в нём появились большие полости, где укрывались грызуны, бездомные кошки и бродяги. Постамент зарос одуванчиками и чертополохом.
Наполеон Бонапарт, приказавший установить монумент, надеялся на совершенно другой результат. Слон должен был стать символом победы; его планировали выплавить из бронзовых пушек, которые были захвачены во время завоеваний. В одной из его ног, размером почти два метра в поперечнике, хотели установить винтовую лестницу, ведущую к седлу.
Слон Бастилии (акварель архитектора Жана-Антуана Алавуана)
Когда Бастилия пала в июле 1789 года и впоследствии была
разрушена, возникли споры о том, чем заменить бывшую тюрьму. Было
принято решение создать на её месте площадь свободы и установить на
ней колонну. Был заложен первый камень, но колонна так и не
появилась. Вместо неё в 1793 году был построен фонтан в виде
египетской богини Исиды с водой, вытекавшей из её груди. Но у
Наполеона были более грандиозные планы. В 1810 году император велел
заменить богиню слоном, который восхищал бы каждого, кто его
видел.
Проект поручили французскому художнику, писателю, дипломату,
археологу и первому директору Лувра Доминику Вивану. Архитектором
назначили Жака Селлерье. В 1810 году начались земляные работы, а к
1812 году были проложены подземные трубы. В этот момент Селлерье
сменил Жан-Антуан Алавуан, который, желая показать, как будет
выглядеть готовая работа, попросил скульптора Пьера-Шарля Бридана
создать полноразмерную модель из гипса и деревянной рамы. Слон
Бастилии, высотой с трёхэтажный дом, возвышался над площадью,
которая видела столько бурных протестов, гневных демонстраций и
королевских унижений.
Гипсовая модель слона Бастилии (гравюра художника Августа
Шарля Пугина)
После поражения Наполеона при Ватерлоо в 1815 году империя
рухнула, и строительство прекратилось. Тем не менее, Алавуан
продолжал искать финансовую поддержку, чтобы завершить проект, даже
когда гипсовый слон начал крошиться.
О слоне упоминалось в романе Виктора Гюго «Отверженные» (1862
год). Он нарисовал весьма точную картину жалкого состояния слона:
«Иностранцы редко осматривали это сооружение, прохожие вовсе не
смотрели на него. Слон разрушался с каждым годом; отвалившиеся
куски штукатурки оставляли на его боках после себя отвратительные
язвины. "Эдилы", как выражаются на изящном арго салонов, забыли о
нём с 1814 года. Он стоял здесь, в своём углу, угрюмый, больной,
разрушающийся, окружённый сгнившей изгородью, загаженный пьяными
кучерами; трещины бороздили его брюхо, из хвоста выпирал прут от
каркаса, высокая трава росла между ногами. Так как уровень площади
в течение тридцати лет становился вокруг него всё выше – благодаря
медленному и непрерывному наслоению земли, которое незаметно
поднимает почву больших городов, – то он очутился во впадине, как
будто земля осела под ним. Он стоял загрязнённый, непризнанный,
отталкивающий и надменный – безобразный на взгляд мещан, грустный
на взгляд мыслителя. Он чем-то напоминал груду мусора, который
скоро выметут, и одновременно нечто исполненное величия, что будет
вскоре развенчано».
Слон не просто ужасно выглядел; он представлял собой опасность
из-за крыс, которые каждую ночь вылезали из него и совершали набеги
на дома местных жителей. В конце 1820 года люди попросили убрать
слона. Это было сделано лишь в 1846 году. Вскоре его сменила
Июльская колонна, воздвигнутая в память о революции 1830
года.
Слон Бастилии (неизвестный художник)
|
</> |