Сломанная, но не сломленная. Фрида Кало в Музее Фаберже

смерть — это, по сути, один,
и всегда один, способ существовать.
Фрида Кало
Когда речь заходит о Фриде, мнения обычно делятся. Талантливая художница, тонкая натура, несчастный человек, женщина, которой в жизни не повезло, сентиментальная личность – все это лишь малая доля того, что говорят об этом знаменитом и, безусловно, заслуживающем внимания, человеке. В любом случае, я считаю, что она слишком многогранна, чтобы понять и разгадать ее творчество с первого взгляда. Так кто же такая, на самом деле, Фрида Кало?

Отправляясь на выставку Фриды Кало в Санкт-Петербурге, я была полна разных мыслей.
Во-первых, я шла с осознанием того, что, возможно, это первый и последний раз, когда мы имеем возможность лицезреть творчество данной художницы в пределах России (34 работы, более ста фотографий и даже костюмы). Ведь картины Фриды, как и она сама, больше любят находиться в Мексике, у себя дома. Во-вторых, я с трепетом ждала момента, когда смогу окунуться в мир Фриды: грузный, печальный, но такой честный и сильный мир стойкого человека.

«Сломанная колонна», 1944.
Холст, масло
Сломанная, но не сломленная - так Фрида говорит о себе, пронося эту борьбу красной нитью сквозь все свои произведения. К каким стилям только их не приписывали, до сих пор часто Кало относят к сюрреалистам, но я с этим не согласна, как и сама Фрида, которая всегда говорила о том, что пишет исключительно свою реальность, не более. Благодаря своей индивидуальности, она всегда стоит особняком в искусстве, чем привлекает к себе еще больший интерес.

Биография Фриды скорее похожа на черную полосу, которая никогда не заканчивалась. Вся ее жизнь – это буквально отголосок. Отголосок страшной аварии, произошедшей с ней в юности. Автобус, на котором ехала молодая Кало столкнулся с трамваем, что принесло девушке множество повреждений: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и репродуктивные органы были проколоты металлическим перилом, что навсегда лишило Фриду возможности иметь детей. Целый год она была прикована к кровати, но проблемы со здоровьем остались с ней на всю жизнь.

«Больница Генри Форда», 1932.
Металл, масло

"Без надежды", 1945.
Холст, масло
Другая тагедия Фриды, которую можно проследить через ее картины – это Диего Ривера, известный художник и ее муж. Его называли «людоедом», бабником, изменщиком. Несмотря на его непримечательную внешность, перед его обаянием не могла устоять ни одна женщина, чем он благополучно пользовался, в то время как Фрида любила только его одного. Она закрывала глаза на все, лишь бы быть с дорогим ей человеком, но даже она, со всей своей внутренней силой и волей, не всегда могла справиться с такой болью.

Одна из моих любимых картин Фриды «Немного царапин» сочетает в себе две истории.

Одна – это заметка, которую Кало прочла в газете. Муж напал на свою жену, нанеся ей множество ранений. Но на суде заявил, что не видит в этом ничего такого, ведь тут просто немного царапин, да и все. Вторая вещь, это ключевая измена Диего, измена с ее любимой младшей сестрой. Думаю, теперь суть картины многим становится более ясна и понятна.


Но даже этого не достаточно, чтобы ощутить все ее существо, всю терпимость, все отчаянье и усталость. Прочтите книги о Фриде, ее дневники, посмотрите фильмы, сходите на выставку в Музей Фаберже. Там работают прекрасные и отзывчивые экскурсоводы, там можно увидеть фильм о судьбе этой талантливой женщины, узнать историю ее жизни.


Поверьте, прикоснувшись к этому однажды, вы уже не сможете забыть ее силу воли и веру в невозможное, ее страстное желание жить.

Так кто же такая Фрида Кало? Это – сгусток боли и правды, это - эмоция длинною в жизнь, это – красота в неприглядном, это – искренность в болоте лжи, это – принятие мира, родной земли, это – многообразие в обыденности, это – вечная жизнь и вечная смерть, это – настоящее искусство на века.
П.С. Дополнительно хочется отметить сам Музей Фаберже, расположившемся в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки, который отличается невероятной красотой убранства и, однозначно, заслуживает отдельного поста.
|
</> |