Следующие формы жизни

Человекоцентризм создаёт вязкую воронку из которой сложно разглядеть эволюцию. Между тем, если абстрагироваться можно увидеть, что нарастание сложности форм жизни влечет возрастание зависимости от всё большего числа факторов. Вирус максимально автономен и нуждается лишь в носителе. Одноклеточным нужна питательная среда.
Многоклеточные по мере своего усложнения требуют всё большее количество условий. Для высших форм жизни необходимы коллективы, иерархия, общение. Человеку уже нужны идеи — сложные виртуальные миры.
Всё это можно представить как постоянное усложнение информационной матрицы конкретного живого организма, или как увеличение количества алгоритмов. Организм превращается в часть среды, где живут алгоритмы. Эгрегоры получается вовсе не надуманные абстракции, а вполне реальные информационные элементы (формы жизни?) более высокого порядка. Их взаимодействие с человеком возможно по типу диалога человека со своим телом (с клетками). Теоретически это возможно, но не может быть формализовано. Проще говоря диалог между разными уровнями форм жизни невозможен, что не исключает потребность более высокого уровня в низшем, что видимо порождает заботу о благополучии более низших форм жизни. Своего рода забота об экологии.
По этой логики финансовую систему можно признать одной из распределенных форм жизни. Невозможно отрицать, что финансовые отношения создают оптимальные условия для усложнения и увеличения информации.
Человек прошел большой путь, от всеядности и практически животного состояния подошёл к потребности во множестве вещей и благ. Можно не сомневаться, что без инфраструктуры городов современный человек исчезнет. Большой вопрос возможна ли деградация? Скорее произойдёт вымирание, ведь современный человек это не обезьяна в костюме, это качественно иная форма жизни. Более того, получается, что традиционные (архаичные) общества это иные формы живой материи, в сравнении с урбанизированными городами. Взаимопонимание возможно на уровне диалога между дикими лошадьми и одомашненной. Одичать и дать потомство домашняя лошадь может, но вот одомашниться дикие лошади сами по себе, без особых условий и усилий, не могут.
Несмотря на формальную неизменность физиологии донеолитический человек отстоит от современного, так же далеко как питекантроп далёк от кроманьонца. За время неолита произошло становление производящего хозяйства, возникли разнообразные формы объединений. Происходило кардинальное изменение информационного поля.
Старт современной цивилизации (капитализм) это ничто иное как появление коллективного мозга (научный метод), в результате стали возможны результаты многократно выходящие за пределы когнитивных способностей одного человека. Выживание вне общества стало невозможно. Сейчас происходит рождение даже не нового способа хранения информации, а по сути утрачивается базовая роль человека для усложнения и переработки информации. Нейронные сети если и облегчат жизнь, но видимо в итоге создадут новую информационную матрицу, которая если и будет нуждаться в людях, то лишь как в обслуживающем персонале, а не как в собеседнике. Вряди ли человек сохранит уникальную позицию оператора.
Новые формы жизни будут новыми более сложными способами переработки информации. В этом смысле более не требуется высокое качество человека. Достаточно обучаемости и исполнительности. Не удивительно, что именно по этому пути активно идет человечество. Предел когнитивных способностей человека с 1600 куб см головного мозга логично завершился появлением производящего хозяйства. Дальнейшее наращивание размеров мозга было невозможно. Наряду с постоянным уменьшением мозга, наблюдается необратимое увеличение внешних условий существования человека. По идее это некорректно считать деградацией. Человек не сходит со сцены, а занимает более мелкую роль в сложном живом организме. Одноклеточные не исчезли, а стали фундаментом. Как строитель театра, утрачивает первые позиции и смиряется со скромной ролью завхоза, уступая место непонятному ему миру сценаристов и критиков, тем, кто пользуется плодами его труда но не интересуется прошлым этапом (особенностями устройства здания).
Получается, что следующие формы жизни могут сосуществовать рядом с человеком, но никогда не будут им осмыслены как таковые. Как собака никогда не выйдет за рамки понятия стаи.
|
</> |