Следы прошлого: новгородский Лисицкий монастырь

топ 100 блогов russianold — 02.06.2024

Если ехать из Великого Новгорода в сторону Хутынского монастыря, то примерно на середине пути справа виден небольшой, почти плоский холм, заросший дикими травами, на вершине которого установлен деревянный поклонный крест. Этот крест отмечает место, где когда-то находился древний новгородский Лисицкий монастырь, входивший в ближайший к Новгороду «пояс» обителей. Туда мы и отправимся с новой рубрикой «Российских древностей» — «Следы прошлого».

Лисицкий (Лисичий, Лисий или Лисьегорский) Рождество-Богородицкий мужской монастырь был основан в конце XIV века в 7 верстах к северо-востоку от Торговой стороны Новгорода на Лисьей горке, на левом берегу реки Малый Волховец. Некогда западнее Лисьей горки у дороги в Хутынский монастырь, до которого отсюда около 3 километров, находилось поселение Лисицкая слобода. Новгородская III летопись сообщает: «Въ лѣто 6896 (1389). <�…> Того же лѣта поставиша церковь древяну Рожество Богородицы на Лисичьи горѣ, при Iоаннѣ Архiепископѣ, и стояла три годы, и въ лѣто 6900 сгорѣ церковь древяная и весь монастырь Лисицкой». Новгородская II летопись уточняет: «Въ лѣто 6900 (1393), мѣсяца маiа 27, по обѣдѣхъ, сгорѣ церковь деревяная святаа Богородица, и весь монастырь на Лисичьи горѣ погорѣ». После пожара на месте сгоревшей соборной церкви был заложен каменный храм. Новгородская I летопись сообщает: «Въ лѣто 6901 (1394). <�…> Поставиша церковь камену святую Богородицу, на Лисичьи горкѣ». В 1403 г. новый храм был украшен стенной росписью.

Следы прошлого: новгородский Лисицкий монастырь

Современный вид на Лисью горку. Фото: Сергей Аванесов. 18 августа 2019

В 1410 году по инициативе архимандрита Юрьева монастыря Варлаама – выходца из Лисицкой обители – в монастыре на Лисьей горке возводится второй каменный храм. Он был поставлен над Святыми воротами и освящён в честь небесного покровителя Юрьевского архимандрита – преподобного Варлаама Хутынского. Летопись сообщает: «В лѣто 6918. <�…> Того же лѣта Варлаам архимандрит постави церковь камену въ вратѣх монастыря Лисицкого въ имя преподобнаго Варлама, игумена Хутинскаго». В надвратном храме рядом с царскими вратами иконостаса поместили образ святого Варлаама. Лисицкий и Хутынский монастыри располагались совсем недалеко друг от друга, в пределах прямой видимости. Можно думать, что создание надвратного храма знаменует собой один из первых шагов в распространении культа преп. Варлаама Хутынского за пределы его «родной» обители. Кроме того, существовало предание о погребении родителей преп. Варлаама в XII веке именно на месте будущего Лисицкого монастыря. Надвратную церковь разобрали в 1781 году.

Следы прошлого: новгородский Лисицкий монастырь

Архиепископ Новгородский Евфимий II. Шитый покров из Вяжищского монастыря. 1549. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, № НГМ КП 8089 ДРТ-22

Знаменитый новгородский архиепископ Евфимий II (1429–1458) был до своего избрания игуменом Лисицкого Богородицкого монастыря. Будучи пострижен в монашество в Вяжищском монастыре близ Новгорода, Евфимий был взят архиепископом Симеоном в архиерейский дом на должность казначея, по смерти же архиерея был поставлен настоятелем в Лисицкий монастырь. При архиепископстве Евфимия в обители строится деревянная церковь св. Иоанна Златоуста с трапезной палатой (1457), что свидетельствует о введении здесь общежительного устава. Сам архиепископ в 1458 году, заболев, вернулся в монастырь, где и скончался 11 (или 12) марта. Св. Евфимий погребён в Вяжищах, в построенной им церкви св. Николая.

В 1393 году монах Лисицкого монастыря Арсений основал на острове Коневец (Ладожское озеро) монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Монастырь имел подворье в Новгороде на Лубянице и собственную лавку на Торгу.

В Архиве Новгородской области сохранилась Опись Лисицкого монастыря 1758 года, которая даёт представление о монастырском ансамбле. Из Описи понятно, что монастырский соборный храм в честь Рождества Богородицы был небольшим (ширина – ок. 6,5 м), одноглавым, четырёхстолпным. По внешнему виду и размерам он очень напоминал находящуюся неподалёку церковь Успения на Волотовом поле (1352). Внутри находился четырёхъярусный иконостас. Храм имел 9 окон (включая 3 окна в барабане), северный придел в честь св. Иоанна Златоуста и паперть, пристроенную с запада. В приделе хранилась монастырская святыня – «шапка Иоанна Златоуста», привезённая из Византии. Собор был разобран «за ветхостию» во второй четверти XIX века.

Согласно Описи, к южной части паперти соборного храма была пристроена небольшая каменная звонница, скорее всего – двухпролётная, так как на ней висело всего 5 малых колоколов. В нижней части колокольни размещался придел в честь св. Ефрема Новоторжского конца XVI века шириной не более 4,5 м.

Конец XIV – первая половина XV в. – период наивысшего расцвета Лисицкого монастыря. В это время обитель играла выдающуюся роль в культурной и религиозной жизни Новгорода. Здесь сформировалась крупнейшая книгописная мастерская, в которой было переписано множество книг, в том числе привезённых с Афона: «Тактикон» Никона Черногорского, «Сборник» св. Ефрема Сирина, «Поучения» преп. Исаака Сирина и многие другие. В монастыре также велось летописание, начинающееся, судя по всему, со времени игуменства Евфимия II. Возможно, монастырь и основывался ради развития в нём книгописания.

Следы прошлого: новгородский Лисицкий монастырь
Следы прошлого: новгородский Лисицкий монастырь

Лисицкое Евангелие-апракос. 1496. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, № НГМ КП 30056/9 КР-37

Самая известная рукописная книга, созданная в Лисицком монастыре – это Евангелие-апракос 1496 года. Слово «апракос» означает «недельное», то есть это такое Евангелие, в котором текст расположен не в каноническом порядке, а в порядке следования недельных богослужебных чтений. Рукопись содержит оглавления, евангельские чтения избранным святым и Господским праздникам, Месяцеслов, устав прокимнам и апостолам, аллилуйям и причастным, службы апостолам, святым и усопшим. В конце рукописи изображён «Круг евангельский на весь год» и помещена вкладная запись о создании Евангелия в 1496 (7004) году, 14 января «в обители Святыя Богородица на Лисьи горы, при благоверном Великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при архиепископе Великого Новаграда и Пскова владыце Генадьи, благословением господина игумена Якима и повелением господина Семена Мартиновича». Известны и мастера-переписчики Лисицкого Евангелия: «А писал многогрешный диачишко Офоня, а конец святии же сее книги Игнатей». Рукопись является уникальным памятником, свидетельствующим о завершении споров о конце мира в 1492 году. Теперь ожидания Второго Пришествия отодвигались на восьмую тысячу лет, и можно было составлять пасхалию на десятилетия вперёд. Поэтому Лисицкое Евангелие можно считать памятником не состоявшегося конца мира. Рукопись хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.

В 1764 году в ходе секуляризации Лисицкий монастырь, за которым на тот момент числилось 350 душ и 539 десятин земли, был упразднён, а его имущество передано в Сковородский монастырь. Ни одна из монастырских построек не сохранилась до наших дней. В настоящее время на месте обители стоит массивный деревянный крест – знак памяти потомков об одном из значительных святых мест и культурных центров Новгородской земли.

Следы прошлого: новгородский Лисицкий монастырь

Крест на месте Лисицкого монастыря. Фото: Сергей Аванесов. 18 августа 2019

Текст: Сергей Аванесов

Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен

Литература:

Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей, его святынь и древностей. Новгород, 1910.

Мельник А. Г. История распространения культа св. Варлаама Хутынского на Руси в XV–XVI вв. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (108). С. 136–140.

Полное собрание русских летописей. Т. 3. Санкт-Петербург, 1841.

Полное собрание русских летописей. Т. 42. Санкт-Петербург, 2002.

Седов Вл. В. Новый Иерусалим в надвратных храмах Византии и древней Руси // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009. С. 544–584.

Секретарь Л. А., Шалина И. А. Варлаам Хутынский // Православная энциклопедия. Москва, 2003. Т. 6. С. 635–640.

Семёнов А. И. Лисицкий монастырь – пригородный центр новгородского книгописания // Труды Отдела древнерусской литературы. Том XVII. Москва, Ленинград, 1961. С. 369–373.

Шибаев М. А., Турилов А. А., Маханько М. А. Евфимий II // Православная энциклопедия. Т. 17. Москва, 2008. С. 432–442.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Про Астраханское сидение же я бы хотел еще сказать вот что. Люди стали присылать информацию, что Шеин - не очень хороший человек. Даже, скажем прямо, дрянь-человек. В депутатах с 22 лет, связан с турками-месхетинцами, бывшая жена из Комитета Дружбы с ...
Варламов и ...
...
Когда то у Виталика Типыча тэг такой был. Вот вспомнил по случаю: Пошёл моцион совершать и тут... Пиздует такая Хоть заголовок пришпандоривай- Гомельчанка весенняя, толстожопая. Ну и да, погодка у нас сёдня конкретно весенняя. Плюс 10, солнышко светит, народ раздеваться начал. ...
#психология #делобылоосенью #поучительнаяистория Вчера работал с клиентом. Вполне себе адекватный и нормальный, законопослушный доктор. Вполне приличная зарплата, семья, на хорошем счету. И вдруг... Вы неблагонадежны, уважаемый Имярек... Совсем, навсегда и отметка о Вашей ...