рейтинг блогов

Славяне и германцы: почему у нас так много общих слов?

топ 100 блогов staryiy03.11.2021 Славяне и германцы: почему у нас так много общих слов? 1

Не первый век подмечено, что многие слова, особенно связанные с домашним бытом или земледелием, у славян и германцев являются однокоренными. Начиная с XIX западные учёные, особенно немецкие, в первую половину XX века, трактовали их как исключительно односторонние — мол, мы вас всему обучили. Как бы не так!

«Германцы — первые!»

Нередко это использовалось для «доказательства» тезиса об отсталости славян и о том, что цивилизацию, культуру и даже самое земледелие со скотоводством славяне узнали у германцев. Однако если отойти от такой предвзятой точки зрения, то чисто логически можно предположить, что, наоборот, германцы заимствовали эти слова, вместе с предметами, которые они обозначали, у славян.

В настоящее время наука отказалась от объяснений подобных параллелей простыми заимствованиями. Общность многих славянских и германских аграрных и бытовых терминов вызвана длительным соседством и тесным культурным общением этих народов в глубокой древности, а быть может – и генетическим родством. Ведь когда-то, весьма вероятно, все предки нынешних индоевропейских народов составляли один народ.

Общность слов

В начале ХХ века известный чешский славист Любор Нидерле в своих знаменитых «Славянских древностях» привёл немало однокоренных слов славян и германцев. Единство происхождения этих терминов ныне общепринято. Некоторые из них относятся к словам, издревле привычным для нас.

Прежде всего, это «хлеб». Нидерле считал это слово имеющим германское происхождение (ср. немецкое Laib – буханка хлеба) и происходящим у славян от готского hlaifs.

Немало общих славяно-германских слов имеют соответствия прежде всего в языке готов. Учитывая, сколь долго готы прожили в среде славян (эпоха Черняховской культуры на территории современной Украины, I-IV вв. н.э.), можно запросто предположить и обратное – заимствование готами части терминов у славян и последующее их распространение среди других германских народов в результате последующей экспансии готов в Западной Европе.

Однако разумнее не постулировать заимствований в том или ином направлении, а просто отмечать такую общность, как следствие долгой исторической близости.

Любопытно, что некоторые однокоренные с германскими слова из всех славянских языков удержались именно в русском. Так, общеславянским названием хлеба является «жито», было оно и в древнерусском языке.

Очевидно, некоторые такие слова общего для славян и германцев происхождения, заменившие затем в русском языке чисто древнеславянские понятия, долгое время бытовали на неофициальном уровне в каких-то древнерусских диалектах.

Общим является и понятие «изба» – германское Stube. Наиболее древняя его форма у восточных славян – истобка, истьба. Поскольку это слово у обоих народов означало помещение с очагом, можно, по аналогии, предположить, что в его основе лежит не германский, а славянский корень «истопить», то есть нагреть, натопить помещение.

Большой семантический круг понятий связан с корнем «град-/hrad-/gard-». У славян он включает в себя объекты, которые каким-то образом «ограждены» – это и город (град), и огород. Скандинавы называли город Gard (Новгород они обозначали Holmgard – «островной город»), а в норвежском языке слово Gord по сей день означает огороженную усадьбу.

Сад, который, кстати, в русском языке долго звался огородом, – Garten в немецком, и т.д. В огороде, как известно, растут овощи – ср. немецкий глагол wachsen «расти». При этом ограда это древнегерманское Tun – аналог славянскому «тын». Внутри ограды или тына может возвышаться «терем», он же Turm, откуда впоследствии наша «тюрьма».

Нидерле видел, например, заимствование из германских языков в славянские в слове «стрела». Но сочетание звуков «стр-» вообще типично для индоевропейских языков, особенно в корнях, обозначающих какое-то движение, действие, целеустремление, ср. напр. «стрежень» (англ. Stream), «страда», «острый» и т. п.

Единая прародина

В первые века нашей эры славянские и германские языки, по мнению большинства лингвистов, уже обособились друг от друга, и заимствования происходили из одного сложившегося языка в другой.

Благодаря этому не все однокоренные славяно-германские слова сохранились во всех языках обеих групп – некоторые народы, отселившись достаточно далеко от зоны взаимных контактов, остались в стороне от этих заимствований. Сама же эта зона была, как показывают данные археологии, в I-IV веков достаточно обширной, охватывая территории современных Польши, Украины, Белоруссии, возможно и ещё ряда сопредельных стран.

Древние славяне известны под именем «венедов», каковое имя, возможно, было в переиначенной форме взято германским (а может быть, и не только германским) народом вандалов. Какие-то группы славян, очевидно, участвовали в Великом переселении народов, входили в полчища гуннов, готов и других народов, прежде чем в VI веке обрели нынешнее название и стали организовывать самостоятельные походы на Восточно-Римскую империю.

Академик В.В. Седов разработал гипотезу о том, что венедами звалась ещё не разделившаяся древнеевропейская общность индоевропейских народов, оставшаяся в Центральной Европе после обособления индоиранской, греческой, фракийской, хетто-лувийской, армянской и тохарской групп.

В древнеевропейскую общность в III-II веках до н.э. входили предки италийцев, иллирийцев, кельтов, балтов, германцев и славян. Постепенно по её периферии стали формироваться названные отдельные группы.

Ядро древнеевропейской общности сохраняло относительное единство почти до конца I тысячелетия до н.э. Последними друг от друга обособились германцы и славяне. Причём славяне долго ещё сохраняли самоназвание венедов. Существование древнеевропейской общности академик О.Н. Трубачёв обосновал на подробном лингвистической материале.

Древнейшим археологическим свидетельством существования древнеевропейской общности, является, по-видимому, культура шнуровой керамики, иначе называемая культурой боевых топоров. Она существовала в конце IV – середине III тыс. до н.э. на обширном пространстве от Волго-Окского бассейна до Рейна и от Карпат до юга Скандинавии.

Восточным локальным вариантом этой общности, на территории нынешней Центральной России, была Фатьяновская культура. Среди её носителей также могли находиться предки как германцев, так и славян.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
повар конечно выжил в последний момент его верный человек рискуя жизнью позвонил из киевского телефона-автомата и предупредил что украинцы заложили в самолет бомбу после чего его расстреляли бендеровские бандеровцы или наоборот кодовое слово оборвалось предсмертным хрипом но повар всё ...
Перечитываю следственные материалы по делу Вавилова. Как обычно в таких документах, умолчания и лакуны страшнее всего. ПРОТОКОЛ допроса арестованного Вавилова Николая Ивановича от 21 августа 1940 года. Допрос начат в 13. час. 30 мин. Вопрос : В каких странах вы бывали заграницей? ...
У метро сегодня вот такую птичку встретила. Эта птичка тусуется около бабулек, которые там зелень продают. Не боится людей, позирует. Говорят, что прилетает каждый день. Ей даже рыбку приносят уже. Кто не знает размер, на втором фото виден недалеко голубь, можете сравнить.  Вообще на ...
    Сегодня хочу показать небольшой снобский городок  l'Isle-Adam. Расположен он совсем не далеко от Парижска... Буржуазный, красивый.....Вот небольшие кусочки моей прогулки..      центральная улица...     набережная , очень милое ...
Война суннитов с шиитами – это, оказывается, не гражданская война. А война на Донбассе – именно гражданская война. В этом убежден секретарь Совбеза России Николай Патрушев. Он так и сказал: — ИГ — это террористическая группировка, и это все признают. Никаких террористических группирово ...