Слабое звено
el_murid — 28.12.2014Низкие и продолжающие снижаться, хотя и не столь бурно, цены на нефть, жестко бьют не только по России. Пожалуй, в гораздо худшем положении находится Венесуэла, которая и до падения цен испытывала серьезные проблемы - и социальные, и экономические, и политические. Об этом напоминает ресурс OilPrise.Com
Венесуэла была одной из тех стран, которые попытались убедить ОПЕК снизить объемы добычи с тем, чтобы сохранить цену. Однако позиция Саудовской Аравии, которая вопреки своей собственной традиционной политике поддержания высокой маржи, резко возразила и пригрозила даже увеличить добычу в случае сепаратного снижения добычи коллегами по ОПЕК, не позволила Венесуэле "протолкнуть" свою точку зрения.
В сущности, Саудовская Аравия сейчас пользуется тем, что обладает серьезными накопленными резервами, которые позволят ей выдержать нынешний понижательный тренд на протяжении значительного времени. Смысл прост - сохранить рынки и дождаться, когда кто-либо из конкурентов разорится и потеряет свою долю. После чего можно будет ее разделить между оставшимися.
Считается, что политика Королевства - это ответ на угрозу вывода на рынок буквально через год американской нефти и через полтора года - американского СПГ. Однако в данном случае саудитам по большому счету все равно, за чей счет выравнивать возникающий дисбаланс. Нужно успеть захватить чью-то долю на рынке, чтобы скомпенсировать объемом снизившуюся маржу. Уронить американскую добычу таким образом не слишком вероятно - во всяком случае, за год-полтора рассчитывать на такое очень смело. Поэтому то, что американцы смогут выйти со своей нефтью на мировой рынок, приходится не только учитывать, но и признавать.
Остается вариант Б - кто-то еще. Слабое звено. Из имеющихся в наличии крупных производителей три находятся в весьма непростом положении - Венесуэла, Нигерия и Россия. Если не считать социалистической риторики, Венесуэла почти ничем не отличается ни от Нигерии, ни от России - дикое имущественное расслоение, клановая или олигархическая система организации экономики, отягощенная жесткой внутренней борьбой, бессменные руководители или их партии - в общем, весь букет диких бантустанов с амбициями. И, естественно, тотальная зависимость от главного экспортного товара.
Атака на российскую экономику и разрыв России с Европой создают условия для того, чтобы успеть переделить европейский рынок импорта нефти до того, как там появятся американцы. Однако когда это произойдет - решают именно США. Они дирижируют событиями на Украине и разжигают российско-европейские противоречия. Вряд ли они сделают такой подарок саудитам, хотя, конечно, не смогут осилить сразу весь требуемый объем.
Тем не менее, есть более быстрый сценарий - и это как раз Венесуэла. Там после смерти Чавеса и без того все держится на волоске, очень сильная, а главное - единая оппозиция с поддержкой из США, подковерная борьба внутри чавистской верхушки. США уже начинают делить венесуэльский рынок, "откусывая" его по краям и делая весьма привлекательные предложения Кубе. Пока это не экономический расчет, а чисто политический - таким образом наносится удар по клановым и политическим позициям Мадуро, контролирующего нефтяную отрасль. Видимо, скоро они перейдут к другим странам боливарианского альянса АЛБА, но главный приз - это поставки в Европу и Китай.
В случае политических проблем, а тем более - смены власти в Венесуэле с неизбежной после этого ренационализацией (Чавес в свое время национализировал отделения и филиалы американских нефтяных корпораций в Венесуэле) нефтяная отрасль Венесуэлы перейдет практически полностью под США, однако на какое-то время "просядет" - слишком по-варварски ведут свое нефтяное хозяйство власти Венесуэлы, проедая запас прочности отрасли. Это и станет "окном возможностей" для Саудовской Аравии (и не только). США могут компенсировать потерю какой-то доли нынешнего венесуэльского рынка поставок за счет вытеснения России из Европы, что они считают уже почти решенным вопросом.
Во всех раскладах у Саудовской Аравии есть шанс прирасти рынками - либо китайским, либо европейским, и поэтому Королевство будет продолжать держать добычу на нынешнем уровне, невзирая на то, что уже следующий год ей придется верстать бюджет с дефицитом.
|
</> |