Скромная улыбка лося
lap_landia — 03.03.2012 Особенности финского Великого поста...Через ленту в Фэйсбуке просматриваю иногда журнал Esquire. Как-то в рубрике "Правила жизни" повстречался финский режиссёр Аки Каурисмяки. Кстати, в России немало тех, кто полагает его японцем. Имя созвучно, да. Вообще в финском достаточно того, что приближает к японскому колориту, если слух достаточно тонок.
Мне Каурисмяки далеко не близок. Как и любой атеист. Однако, есть общие моменты, притягательность которых отрицать невозможно.
Про "...пусть для городского человека это звучит дико, но такой скромной улыбки, как у лося, я вообще ни у кого не встречал..." готова рассказывать каждому встречному. Это Финляндия, да!
"Государства, которые не могут совладать со своими народами, — рвутся в космос. США, Россия, Китай и Индия думают, что завоюют космосом уважение своих граждан. А граждане, я уверен, думают про этих космонавтов: летите вы подальше!
Счастье — в раздражении, в безнадежности, у которой нет дна. Меланхолия — мама счастья.
Смысл жизни в том, чтобы выработать собственные моральные принципы, уважающие природу и человека, а затем следовать им.
Алкоголь — это посредник между человеком и обществом. Сам я пью 35 лет, а сейчас у меня — временная передышка. Это моя система контроля.
Я несвободен. Во-первых, каждый человек — пленник своей культурной традиции. Во-вторых, если бы меня пытали, я бы сразу сдался.
Собаки — единственные, кто заслуживает серьезного разговора. Иногда идешь по парку и видишь, как женщины говорят со своими шпицами, будто это их мужья, которых они потеряли. Эти женщины не сумасшедшие — просто они любили.
Голливуд — это мертвая змея, чей хвост еще движется. Они думают, что с помощью искусственных спутников и системы зеркал можно отдалить закат солнца — помните, был такой план освещения ночного Чикаго? Но Голливуд умер в 1961 году, когда Николас Рей снял «Короля королей» — это заказное помпезное говно. Рей жаловался Бунюэлю, а тот спросил: «Зачем ты тогда этим занимаешься?» В это же самое время Бунюэль снимал кино прямо рядом со своим домом и каждый день ходил домой обедать. Я пытаюсь сказать, что никто и ничего не должен делать против себя. Зачем мне идти в Голливуд и быть рабом каких-то идиотов? Ведь из Голливуда никто не вернулся к своей прежней жизни.
Предел моих нынешних амбиций — это найти в лесу прекрасный белый гриб.
Мне пришлось несколько раз пойти на компромисс, и я это ненавижу. Человек, отдавший свою картину оскаровскому комитету (фильм Каурисмяки «Человек без прошлого» был в 2003 году номинирован на «Оскар». — Esquire), — шлюха и блядь. И меня недостаточно оправдывает тот факт, что во время вручения «Оскара» я ловил в Финляндии рыбу.
Я очень близок к насилию, когда при мне говорят, что человек — единственное существо, умеющее улыбаться. Я видел, как улыбаются птицы. И пусть для городского человека это звучит дико, но такой скромной улыбки, как у лося, я вообще ни у кого не встречал.
Человек оказался случайным — занятным, но не очень важным — отступлением в истории планеты. Выкачиваемые нами природные запасы приходят к концу. Думаю, скоро человек совершит свой самый гордый поступок: погубит себя за то, что погубил Землю. Я бы хотел быть оптимистом, но, судя по темпам, конец наступит уже в 2020-2040-х годах.
Всегда кажется, что прекрасное — это где-то о-о-о-чень далеко. У Терри Гилльяма, Мела Брукса, русских писателей Ильфа и Петрова прекрасное — это Бразилия. У меня была Португалия — самая отдаленная от Финляндии европейская страна. Так легко себе представить, что именно там тебя ждет счастье. Но, конечно, все мы знаем: нет ничего в этом далеке.
Вы когда-нибудь видели счастливого алкаша? Ну разве что вечером. А вечером все люди счастливы."
Минула неделя с начала Великого поста. Что сказать. "Если бы его не было, то стоило выдумать". Всё преображается. Особую цену обретают мелочи, которые обычно не замечаем в рутине сытости и довольства.
Воскресная уставная чаша вина сдабривается бескровными "морскими гадами". Множество копий сломано в дебатах на русских православных формумах по поводу креветок и авокадо, - таких естественных и ни грамма не скоромных в щедрой на дары природы Греции. В суровом же краю картошки и квашеной капусты это, конечно, несёт иные, классовые, смыслы. Однако, ни мало не смутившись, утешаемся.
Лепесточки не то фрукта, не то ореха смешиваем с креветками, сбрызгиваем щедро лимонным соком, посыпаем свежесмолотой смесью цветного перца. Свежая зелень добавляет заряда в борьбе с весенним авитаминозом.
Но самый сильный витамин - букет от любимого. Целая охапка.
Солнце сквозь жалюзи - аллюзия лета.
И даже когда окно нараспашку, в солнечный мартовский полдень уже совсем не чувствуется холода.
|
</> |