Скрипка
messala — 16.07.2022 1) Фортепьяно все разные. Гитары все разные - это невооруженным взглядом видно просто по внешней форме. Они и внутри по-разному устроены.Конструкция скрипки всегда одинакова. Она не менялась уже лет триста. Одна деревянная пружина внутри. Изгиб дек и обичаек. Эфы (прорези на верхней деке в виде латинской f). Количество завитков на головке.
2) Тем не менее, все скрипки индивидуальные. Они все личности. Мастер идет от материала, он каждую настраиваеи по-особому, выскребая до должного уровня материал дек изнутри.
Материал обычно - тирольская ель (в дешевых скрипках просто ель), высушенная и выдержанная иногда десятилетиями до постройки скрипки. Но великие мастера (Гварнери, Страдивари, Амати) делали скрипки порою из всякой фигни и, склеивая куски разных пород дерева. И они играют и стоят бешенных денег. Нет правил без исключений, а великие мастера могут себе это позволить.
3) Скрипка должна играть. "Неигранная" скрипка немеет и хрипнет. Поэтому долго лежавшую скрипку надо разыгрывать.
Моя последняя скрипка (кстати, Страдивари, но не того, конечно, легендарного мастера, а немецкой фабрики позапрошлого века с соответственным названием) досталась мне пролежавшей до этого пару лет. И вот через полгода примерно игры на ней она задребезжала.
Дребезжали машинки, это железные штуковины для тонкой настройки. Ну, они за подставкой, рядом с подбородком. Стоят обычно на первых (правых) двух струнах, потому что их настраивать колками сложнее.
Так вот, до того звучала, колебалась только внутренняя, центральная часть верхней деки. Скрипка разыгралась, и стала колебаться вся дека, дошло до машинок. Пришлось менять подставку, поднимать струны.
4) Многие думают, что скрипачи держат скрипку левой рукой. Нет. они держат ее челюстью и плечом. Левая рука должна быть совершенно свободна. Они могут опустить все руки по швам, и вы у них скрипки не выбьете.
5) Смычок, которым играютя должен быть выгнут в вертикальной плоскости, вниз. Ну, это видно. Но он еще должен быть выгнут в горизонтальной плоскости, изгибом к себе.
Тот смычок, который вы сегодня видите - это изначально смычок виолончельный. Триста лет назад скрипичный смычок был другим. Он был круглее, выше (больше похож на лук) и мягче. Из-за этой мягкости он позволял брать сразу три струны. Сейчас только две. Так что когда да вы слышите Чакону Баха, это - не та Чакона, которую написал Бах. Он писал под тот смычок...
Первым использовать на скрипке виолончельный смычок стал Паганини. Почему? Потому что жёсткий смычок позволяет быстрые пассажи.
И еще много всякого интересного...
|
</> |