Скрестить ежа и ужа

Давно я не писал о том, в чем являюсь не просто сторонним и достаточно равнодушным наблюдателем, позволяющем себе всего лишь делиться субъективными впечатлениями, а о вопросах, в которых считаю себя всё-таки достаточным профессионалом с многодесятилетним опытом работы. В данном случае имею в виду коммунальные системы жизнеобеспечения в связи с недавними авариями отопления в России, в том числе даже в Подмосковье.
И хочу начать с двух как будто совершенно не связанных между собой сюжетов.
Некоторые, особенно из моих сверстников, ещё помнят, какой огромной проблемой в СССР и прежде всего, естественно, в крупных городах, были общественные туалеты. Опуская всяческие физиологические и технические подробности, достаточно просто констатировать, что состояние их было ужасным и, самое главное, туалетов катастрофически не хватало. Но при этом, вот тут уже, думаю, совсем мало кто помнит, что в нескольких шагах от центрального входа на ВДНХ существовал Главный общественный туалет. Такое роскошное круглое здание желтого цвета, всё в растительных барельефах, где был идеальный порядок с чистотой, горячая вода и даже почти всегда имелась туалетная бумага.
В этом, конечно, не было никакого особого практического смысла. Но тут работала основная система символов. Вся страна выстраивалась исключительно по вертикали и потому, если что-то существовало обычное и стандартное, пусть даже сколь угодно убогое и неэффективное, то в этой структуре должно было быть нечто самое Главное, Центральное, эталонное и примерное. Знак иерархии и подчиненности сверху вниз.
И второй пример. Лет пятнадцать-двадцать назад я решил купить себе на всякий случай квартирку в Болгарии, где-нибудь на море, многие друзья там имели или жилье, или что-то вроде дач, очень хвалили климат и ещё многое. И с этой целью я поехал осмотреться в город Бургас. Действительно прекрасный, отчасти даже курортный городок с массой плюсов. И там я прежде всего обратил внимание на несколько по-моему двенадцатиэтажных многоквартирных домов, расположенных на живописном холме буквально в трех минутах ходьбы от пляжа и приморского парка.
Но когда я сказал местным риэлторам о своем желании присмотреть там квартиру, они единодушно, вопреки казалось бы собственным меркантильным интересам, принялись меня отговаривать. Объяснили, что здания были построены в самом конце советской власти и подключались к централизованным общегородским сетям отопления, водопровода, канализации и всего прочего подобного необходимого. Но потом система распалась. И хотя что-то ещё продолжало по инерции как-то функционировать, каждая квартира оказалась вынуждена самостоятельно бороться за свое существование.
Устанавливались автономные системы отопления и водонагревания, перегружались электросети, постоянно возникали аварийные ситуации, короче, дома оказались в почти катастрофическом положении и все жильцы мечтали оттуда куда-нибудь перебраться в более надежное место.
Так что я, собственно, хочу сказать. Вся система, в том числе и коммунальная, при централизованном руководстве государственно планирования была выстроена по предельно четкой и жесткой схеме единого управления и функционирования сверху вниз. Даже в небольшом поселке в условиях довольно неблагоприятного севера существовала единая главная котельная, которая обеспечивала все дома теплом. Чем больше был населенный пункт, тем, естественно, таких котельных могла быть больше, но всё равно это была строго вертикально интегрированная система, которой руководили соответствующие подразделения местной исполнительной власти, однако ещё и под неукоснительным контролем партийных органов. В конечном итоге за все отвечал при любой погоде соответствующий секретарь горкома или обкома КПСС.
И это была единая и неделимая система не только политическая или административная, но и чисто технически-коммуникативная, построенная по одним общим принципа и неразрывно связанная друг с другом во всех деталях и нюансах. Все знали, что, если в кране нет воды, то понятно, кто выпил, но в реальности всё-таки получал выговор или даже вылетал с работы конкретный чиновник или партийный функционер, даже если он был чистокровный Иванов.
А потом пришел капитализм. И решили, что свободный рынок сумеет всем этим управлять много лучше и эффективнее. Появились частные управляющие и эксплуатационные компании, и все такие подобные прелести. И всё бы хорошо, но сели они на те старые советские сети, которые были созданы совершенно под другую систему. И тут было два пути.
Или заново создавать современные сети, которые будут приспособленные под капиталистические принципы владения и управления, когда каждая компания отвечает за собственную, самостоятельно поостренную систему жизнеобеспечения. Но это требует десятилетий работы и гигантских инвестиций, причем невозможно одномоментно произвести замену одной системы другой и требуется очень длительный период постепенной перестройки.
Или продолжать пользоваться прежней технической системой, где-то пытаясь приспособить ей к новым условиям и принципам, как-то подлатывая дыры, что-то пытаясь переналадить и как-то приноровиться. В основном пошли по второму пути, но он, во-первых, бесперспективен по сути, а, во-вторых, и чисто финансово, и технически представляет собой совсем уж бездонную и практически неконтролируемую бочку.
Короче, это дорога в никуда. И тут выход один, в котором я уверен, несмотря на весь мой и экономический, и политический либерализм. Старая система сетей может управляться исключительно специализированными государственными органами, основанными на строго централизованных принципах. Да, в любом случае система госуправления много менее эффективна, чем частная, и чревата огромными недостатками, начиная от коррупции, и заканчивая бюрократической переусложненностью. Но тут единственный выход в подконтрольности и сменяемости властей всех уровней, включая непосредственно те, которые руководят всеми этими сетями. То есть, в той самой ненавидимой всеми проклятой демократии. Будь она неладна.
Одновременно, конечно, нельзя препятствовать созданию и новых частных сетей. Однако это опять же невозможно без вмешательства и помощи государства. Поскольку там объем инвестиций и, особенно, сроки окупаемости, неподъемны для частника. Так что ему требуется создание особых экономических условий для того, чтобы он с умом и прибылью пошел в эту отрасль. Ну и, естественно, требуются отдельные уже чисто бюджетные инфраструктурные государственные вложения.
Возможно ли всё это в современной России? Не знаю. Это уже не моя проблема.
В завершение могу только ещё вспомнить старинный советский анекдот.
Всё прогнило насквозь!!! Всю систему надо менять!!! - ругался
сантехник из подвала старой пятиэтажки...
Где и был задержан сотрудниками КГБ с поличным. ..
|
</> |