"Скоро Москва" Анны Шипиловой
cheralpa — 03.06.2024
Небольшая
статья в "Горьком" сподвигла меня купить и
прочитать книгу Анны Шипиловой "Скоро Москва" (изд. в 2024
г.).
Начинается книга так:
"Он рассматривает ее расплывающиеся самодельные татуировки,
уходящие под одежду, и смеется. Говорит: "Синие, прямо как у зеков.
Сейчас заработаю и надо будет перебить" (рассказ "Линия
отрыва").
А заканчивается:
"Поезд снова тормозит на станции - телефоны у всех оживают,
начинают жужжать уведомлениями.
С верхней полки свешивается бабушка.
- Какие новости? Не помер? - спрашивает она у Лены, которая
листает сообщения.
Лена молчит.
- Ну, - усмехается бабушка, - помрет, не вечный же" (рассказ
"Скоро Москва")
Автор статьи в "Горьком", вероятно тяготеющий к левому
дискурсу, справедливо пишет, что жизнь героев "представляет собой
кромешный ад", но затем продолжает:
"Иерархическое буржуазное общество предстает в творчестве
писательницы во всей красе".
Однако, никакого иерархического буржуазного общества в книге
не видно. Все герои этой книги, хотя большинство очень молоды,
родом из СССР. События развиваются в промежутке между свержением
Горбачева и последними двумя годами современной истории, но
метастазы самой кондовой советскости не отпускают героев. В
каких-то рассказах это подчеркнуто чуть ли не жирной чертой, как в
рассказе "Второе пришествие", где дед-сталинист убивает свою внучку
за "предательство". В других - не так явно, но заметно, в сборнике
находится место и статуе Дзержинского, и блюдечкам с профилями
Ленина и Сталина, и странному упоминанию "партии", которая незримо
контролирует происходящее в каком-то непонятном то ли городе, то ли
«зоне», причем так до конца и остается невыясненным, эта самая
«партия» «наша», отечественного разлива или уже китайская. Тут же
мелькают принадлежащие, видимо, к партии, Сестры, представляющие
какой-то незримый карательный орден.
Атмосфера рассказов ужасающе душная. "Отравлен хлеб и воздух
выпит" - это про такую же атмосферу. Еще можно вспомнить ровесницу
Мандельштама Марину Шкапскую, в творчестве которой сплелись мистика
и натурализм. Натурализма в этих рассказах сверх меры, и мистика
присутствует, но она тоже какая-то советско-ксенофобская. Мертвый
дед приходит к внуку с того света, чтобы обматерить "узкоглазых
чертей", женщина едет в Москву, чтобы попросить "самого главного у
мертвецов", лежащего на Красной площади, вернуть ей мертвого
сына-военного. Учащаяся милицейского колледжа разговаривает с
шестиметровой статуей железного Феликса и больше ни у кого другого
не может найти понимания, да и Феликс смотрит на нее «пустыми
глазами». Жены военных в чате просят молитв "об убийстве врагов
Святой Руси, байденов и всех прихвостней Запада". Люди, населяющие
"Скоро Москва", больше всего чают не воскресения мертвых, а скорой
смерти ненавистных им еще живых.
"Иерархичность" этого общества возникает не в силу буржуазных
добродетелей умеренности и упорного труда, а на основе умения
нащупать и обжить свое место в полууголовном мире, в котором выжить
можно, только кидая и подставляя других или разводя их как лохов.
Примерно такой же мир уголовников описывал в «Колымских рассказах»
В. Шаламов и, пожалуй, географическое названия сборника отсылает
именно к нему, а также к «Петербургским повестям» Гоголя.
Рассказ, в котором Тень убитой малолетним подонком Ковалевым
(sic!) девочки Лейлы, которую одноклассницы зовут не иначе как
«черножопой», приходит и разрушает школу, прямо отсылает к
гоголевской «Шинели» (за которой маячит «Нос»). Когда за жертву не
способен вступиться никто, включая родную мать («Ваша девочка
просто упала, мальчик бежал, не заметил, толкнул – не специально, –
<�напирает директриса школы>, – простим ему? Неужели не
простим мальчику? У нас и так мало мальчиков в классе, кто же будет
страну защищать, да? И за кого будут девочки замуж выходить?»), за
дело мщения принимается Тень.
Эту книгу трудно назвать шедевром, ей далеко и до «Колымских
рассказов» и до «Петербургских повестей», но как диагноз
современного состояния России она безупречно точна. Герои,
населяющие мир Анны Шипиловой, едва ли способны вырваться из
заколдованного круга ненависти и злобы, в котором они оказались.
Трясина засасывает и самых лучших и самых худших из них. Одни
умирают от наркотиков, другие надрываются на каторжной работе,
третьи садятся в тюрьму, четвертых убивают, пятые равнодушно
смотрят, как горят вперемешку на даче и добрые, и злые, шестые,
совсем недавно идеалисты и оппозиционеры, заключают «контракт с
государством», становясь сексотами, седьмые убивают своих детей или
почти готовы их убить.
И все это на фоне оптимистичных телевизионных репортажей
("Деревне Ёлочки присвоен статус городского специального поселения.
Бывшая деревня, соседствующая с полигоном ТБО, станет образцовых
поселением нового типа»), «трудов и дней» старого писателя в
Переделкино, который сделал себе имя на описании подвигов советских
милиционеров, а теперь вдохновенно клепает повесть о юности
Верховного Главнокомандующего ("В спортивном костюме, походкой
стрелка с рукой всегда на кобуре, чеканя шаг каблуками кожаных
ботинок с модными квадратными носками, ранним утром хмурого
петербургского лета из арки своего дома вышел молодой офицер
разведки"), старых песен, которые еще поют под гитару в детских
лагерях, родителей, которые еще кажутся гарантами спокойствия для
их детей, но втайне уже выясняют, «какая ближайшая к России страна,
откуда нет экстрадиции».
«Скоро Москва» – это про время, упершееся в точку
пространства, которое в свою очередь отравляет своими метастазами
людей, оказавшимися в заложниках и у времени, и у пространства, не
имеющих ни малейшего представления как выбраться из этого
хронотопа.
«Какие новости? Не помер?» – вот и вся надежда в этом мире
метастаз. Страшненькая надежда, надо признаться.