Скомканное президентство: сто дней нового срока

топ 100 блогов storm10029.07.2018 С чем система уходит в отпуск. «Движуха» начнется в сентябре

Скомканное президентство: сто дней нового срока
Сотрудники Росгвардии во время митинга «За свободную Россию без репрессий и произвола» в Москве.
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Принятие Госдумой в первом чтении законопроекта о пенсионной реформе и выступление Владимира Путина в Калининграде на совещании по итогам ЧМ-2018 стали жирной точкой, завершившей дебютную фазу нового президентского срока. Похоже, что послевыборная перегруппировка сил почти закончена, и затянувшееся решение о плане на всю партию в целом уже созрело.

В самом начале нового президентского срока представлялось, что его содержание будут определять три главные группы процессов: 1) трансформация системы «под Путина после 2024 года», 2) принятие и реализация стратегии на шесть лет вперед и 3) реализация откладывавшихся весь электоральный цикл 2016–2018 годов негативных в восприятии граждан шагов правительства. Из них в публичном пространстве реализуется пока только третья. Намеком на решение по второй можно считать обнародование Путиным долго откладывавшейся позиции по пенсионной реформе. По поводу первой эксперты продолжают перебирать разные варианты, но ясности как не было, так и нет, и разве что в подчеркнутом дистанцировании Путина от пенсионной реформы можно усматривать его отход от повседневности и политической суеты, примеривание роли отца по выходным.

С чем система уходит в отпускное лето и войдет в осень?

Дизайн

Формирования исполнительной власти на ?новое шестилетие, по сути, не произошло. Оно отложено, есть ?лишь техническое «временное» правительство и техническая же ?администрация президента с кое-какими перестановками, не затронувшими, к тому же, внешне- и ?внутриполитический блоки. Сюда же можно ?отнести давно выработавшую ?ресурс партийную систему.

Да и как можно сформировать команду, не определившись со стратегией? Стратегией для реализации, а не для пиара, как выглядят сейчас заявленные вторым изданием нацпроекты. Именно поэтому перестановки произошли, прежде всего, в тех частях управленческой машины, что наименее важны, не зависят от стратегического выбора курса. Сильнее всего перетасовали вице-премьеров и приравненных к ним по статусу полпредов в федеральных округах.

Отложенным можно считать и вопрос о силовиках. Первая фаза радикальной их реорганизации, осуществленная в 2016 году, не была пока продолжена. Все силовые структуры и их руководители оставлены на своих местах, произошла лишь новая экспансия ФСБ: выходец оттуда Евгений Зиничев сменил Владимира Пучкова (бывшего заместителя Сергея Шойгу) на посту главы МЧС. Активизировался и вступил в завершающую фазу и процесс чистки ключевого – столичного – управления Следственного комитета. При всей доминирующей роли ФСБ было бы неправильно видеть в происходящем возникновение некоего суперведомства, подавляющего всех остальных. Это противоречило бы логике устройства системы, заменяющей внешний контроль над силовыми и правоохранительными структурами и их подотчетность обществу квазисдержками и противовесами в условиях раздробленности этих структур и жёсткой конкуренции между ними и внутри них. Понятно, что функционал силовиков и сама их конфигурация будут разными в зависимости от выбора и модели трансформации режима в «путинский постпрезидентский», и собственно стратегии нынешнего срока.

Почему же все откладывается? Здесь сказываются два важных фактора: внешнеполитическая напряженность, которая чем дальше, тем больше препятствует нормальному экономическому развитию страны, и появившиеся проблемы с легитимностью и ресурсами для ее поддержания. Напомним, что серьезное сползание режима в сторону усиления авторитарных черт началось в середине 2012 года, после прошлых президентских выборов. Тогда тоже наблюдался кризис легитимности, и власть, не имея возможности разрешить его без серьезных институциональных преобразований, в конечном счете переключилась с легитимности электоральной, на основе экономических успехов, на легитимность вождистскую, с военными победами. Сегодня деградирует уже вождистская легитимность (согласно опросам «Левада-центра», в конце июня снизилось доверие к Путину до 48% (против 60% в январе), Шойгу – до 19% (с 31%); Лаврову – до 14% (с 25%), одновременно растет и недоверие системе в целом). Плохая для Кремля социология может конвертироваться в реальную политику уже в сентябре, когда на выборах в полутора десятках региональных парламентов «Единая Россия», как известно, самостоятельной субъектностью сегодня не обладающая, покажет, как на выборах в Госдуму в декабре 2011 года, плохой для власти результат. Таким образом, экономическое положение граждан ухудшается (доходы, пенсии, налоги), а новых, и при этом не пирровых военных побед не предвидится. Наверное, впервые за очень долгое время перспективы нашего внутриполитического развития так сильно зависят от внешней политики.

Работа

Все сказанное относилось, прежде всего, к дизайну. Можно посмотреть, как обновившаяся после президентских выборов система работает.

После выборов репрессивный характер режима не ослабевает, а скорее усиливается – работает уже раскрученный маховик, к тому же часто конфликтующие между собой правоохранительные структуры борются за место под солнцем. Продолжается работа по старым делам: «театральному», Минкульта, Магомедовых, СКР, Роснано, открываются новые, вроде дела о госизмене в Роскосмосе. Главную скрипку во все этих делах играет ФСБ, но и сама она, как модель всего силового блока, не избежала потерь. Впрочем, пока жертвами становились представители ведомства на периферии – либо региональной (Самарская, Красноярский), либо корпоративной (дело бывшего гендиректора ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности РФ» при Минпромторге, экс-командира спецгруппы «Вымпел» генерал-майора Владимира Подольского и бывшего начальника отдела управления «П» Службы экономической безопасности ФСБ полковника Сергея Горбунова). Вопреки некоторым ожиданиям, после выборов не произошло не только смягчения вынесенных ранее приговоров, например, по делу Алексея Улюкаева, но, наоборот, стали пересматриваться слишком «либеральные» решения, например по делу карельского правозащитника Юрия Дмитриева.

Заявленная правительством и активно проталкиваемая через Госдумупенсионная реформа не просчитана, как в свое время пакет реформ 2004 года. Здесь можно говорить по крайне мере о двух не усвоенных уроках прошлой масштабной реформаторской неудачи власти: отсутствии доскональной экспертной проработки с учетом специфики регионов и социальных групп (а как могло быть иначе, если тема была во многом табуирована вследствие политических заявлений президента?) и игнорировании общества (обсуждение-разъяснение).

Что это – дежавю, власть наступает на те же грабли? Вряд ли. В этот раз, похоже, она сдавать назад не намерена, да и финансы не позволят – скорее расчет делается на жесткость, на Росгвардию. В ближайшее время массовых протестов по поводу пенсионной реформы, наверное, не будет в силу растянутости действий власти во времени и отсутствия «зачинщиков» в лице дееспособных оппозиционных профсоюзов и политических партий. Продолжится, однако, падение доверия к власти и сохранится крайне неблагоприятный социальный фон, на котором будут возникать и усиливаться протесты по другим, более частным поводам.

Сохраняются тренды последних пары лет и в части назначения губернаторов. Это и отправка в регионы универсально подготовленных управленцев-технократов, и продавливание их через неконкурентные выборы. Правда, многие из апрельско-майских замен были вынужденными, связанными с назначением ряда губернаторов в федеральное правительство. А в нескольких случаях (Хакасия, Хабаровский край, Владимирская, Мурманская области), похоже, глав просто не успели заменить. При этом летом стартовала уже вторая программа подготовки губернаторского кадрового резерва в составе финалистов конкурса «Лидеры России».

Управление было и остается ахиллесовой пятой власти. И главная беда не в отсутствии квалифицированных управленцев, а в отсутствии ансамбля, коллективной игры на общий результат. Во многом это вытекает из гипертрофированного стремления управлять всем из единого центра, а отчасти – из отсутствия внятной, публично артикулированной и шаг за шагом реализуемой стратегии. Рукотворный бензиновый кризис показал, что власть способна решать относительно эффективно лишь частные задачи, а проблемы более сложные, комплексные, требуют чрезвычайных мер, штабов и приказов с самого верха.

Выбор на будущее не то чтобы сделан – скорее предопределен. Что касается вариантов стратегии или, точнее, дерева сценариев, то их, как представляется, два: 1) нормализация отношений с Западом, без чего восстановление экономического роста в горизонте предстоящих шести лет невозможно, и 2) жизнь без экономического роста с ужесточением механизмов контроля внутри системы с продолжением движения в сторону «осажденной крепости». При этом если первый вариант требует не только больших усилий, в том числе шагов навстречу со стороны Запада, который, похоже, к этому не готов, то второй реализуется по умолчанию, по инерции – и поэтому более вероятен. Неопределенность со стратегией и чемпионат мира по футболу несколько сдерживали закручивание гаек, неизбежное при конфронтационном сценарии. «Движуха» – и со стороны власти, и со стороны граждан – начнется уже в сентябре.



Николай Петров
Руководитель Центра политико-географических исследований
24 июля, 19:53






Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Признаюсь, открыла рюкзак после поездки. Опять взяла. На этот раз, в отеле взяла одноразовые шапочки для душа... Я никогда не надеваю их на голову...Я надеваю их на обувь. Очень удобная штука. Гораздо удобнее пакета. Особенно, если подошва не вымытая или влажная... Я вожу в шапочках ...
Не  окликни он нас словами:                                -Никак, свои? Можно вас на минуточку?       &n ...
По поводу «единого учебника» по истории Максим Соколов высказал в прошлом «Эксперте» иезуитскую мысль: если даже по всей стране учебники будут разные, то в одном отдельно взятом классе они точно будут одинаковые; а если единообразия на уровне классов не избежать, то зачем с ним бороться ...
Мы с компьютером были в ауте,а теперь снова в строю. Не совсем уверенно, но в люди выйти можно. Самым громким событием сегодняшнего дня был олимпийский огонь, которому угораздило пробежаться по улицам Тюмени. Многим он тут не особенно и нужен, кроме тех, кто погрел на нём руки. Мы были ...
Бабаджан - Балта, Эркин, Генюль, Туфан - Инан, Топал, Туран (Бурак, 65), Озъякуп (Шен, 46), Чалханоглу - Тосун (Мор, 70). Субашич - Чорлука, Стринич, Срна, Вида - Модрич, Бадель, Ракитич (Шильденфельд, 90), Брозович, Перишич (Крамарич, 87) - Манджукич (Пьяца, 90). Шченсны - Глик, Ен ...