Сколково 2.0
shlyahtich — 23.11.2010 Теги: МедведевНу, не получилось...
Друзья, решил я обратиться к вам с большим вопросом. Как соединить отечественный бизнес и культуру?
Интересует прежде всего сектор инноваций и интернет стартапов. Ведь основная проблема в российском быту - отсутствие мысли. В рунете полно исполнителей и предпринимателей, но они никак не связаны с мыслящими людьми. То есть западные аналоги скопированы все и под чистую, от фейсбука до яндекса, но вот чего-то своего нет вообще. даже чисто русский жж придумали в америке, хотя додуматься до него было совсем не сложно.
Причем у нас много идей и работающих над ними людей. Но бизнес и культура в россии - это два не пересекающихся сообщества. Вот наглядный пример: культура сконцентрирована в жж, а исполнители сидят на habr.ru, и это два абсолютно не пересекающихся мира. Тот же навальный постоянно дает безотказные идеи для интернет-стартапов, а на хабре стоит вой - в России нет идей. И это при том, что сам хабр был придуман в жж и в какой-то мере является оригинальным отечественным продуктом.
Для возникновения какой-либо идеи должен существовать субстрат, культурный слой для ее роста. Такая среда уже есть в жж, но наши предприниматели не в состоянии вести жж просто из-за низкого культурного уровня. Ведь с ними невозможен содержательный контакт, как настоящих предпринимателей их интересуют только деньги. Следовательно над ними следует взять шефство со стороны жж. Но как автоматизировать этот процесс? Я вижу только возможность ручного управления - организовывается "университет стартапов", его руководители составляют курс лекций, который необходимо прослушать, чтобы получить хотя бы минимальный кругозор. Лекции пишут популярные жжисты, слушают и комментируют все желающие за деньги. А сам универ оформлен в виде социальной сети, можно даже прямо в жж, только за прослушивание лекций и экзамены юзеры получают балы, которые потом можно раздавать другим в качестве рекомендаций. Предприниматели любят такую тему.
Только вот незадача. Если бы это было так просто, то давно возникло самобегло. Но на практике мы видим обратную ситуацию: мир бизнеса и мир культуры стремительно отдаляются. ЖЖ и хабр - это противоположности, потому что жж делает новые имена, развивает личностное начало и поощряет интеллектуальный рост. А хабр, наоборот, стимулирует слабоумие и массовое сознание - там нет содержания и содержательных бесед, а социальный статус определяется анонимной системой "кармы". То есть если человек заявит, что земля круглая и вертится, то в жж его будут носить на руках, а на хабре его карма уйдет в минус и он лишится права голоса.
Неудивительно, что с такой системой хабр с годами лишь деградирует и не родил ни одного нового имени и ни одного достижения. ЖЖ же достиг исторических масштабов - у нашего порога стоит и президент, робко просит принять в компанию.
Король и Шут: Как это делается в Москве
Вот на президенте давайте и остановимся в качестве показательного примера. Если хабр - это пример, как более совершенная культура (жж) создает для утилитарных нужд культуру более примитивную (Хабр или Udaff.com), то история с президентом еще более смешная и поучительная. Тут как раз сработала схема, к которй я и хочу прийти сейчас. Следите за руками.
С твиттером на плече и Гитлер симпотяга!
Как известно, политика это борьба за власть, а власть это прямой наезд, поэтому любой политик обличенный властью вызывает инстинктивную ненависть. Критикуют власть все и всегда, даже не замечая этого. Поэтому присутствие политика в социальных сетях аналогично заезду в тазу по эскалатору - каждое слово будет сопровождаться бурей хохота. Однако отсутствие в соцсетях дает еще больший повод для глумления, ведь отсутствующий всегда не прав. Как же решил эту проблему Кремль с его более чем удачным http://twitter.com/KremlinRussia (на днях переименован в http://twitter.com/MedvedevRussia ) ?
Когда я работал у Рыкова, мы форсировали мем "Превед, Медвед!" - сделано это было сразу же после ввода Дмитрия Медведева в культурный оборот. Как только его имя пошло в народ, в жж сразу же появился наш мем и существовал, пока образ Медведева не зафиксировался.
Зачем было сделано такое глумление? Для отвода внимания. Знаете, как самолет отстреливает фальш-мишень, которая переводит на себя всю критику ракет с тепловым наведением.
Как на параде.
В результате все отсмеялись над Медведом, а сам Медведев, не смотря на комичный вид, был и остается вне критики. Даже больше, попытка смеяться над медведевым вызывает полное непонимание аудитории - "ты че, для этого же есть специально отведенная зверушка!" Как пишут в вики: Кроме того, Медведев заметил, что «Медвед — это популярный интернет-персонаж, и невозможно игнорировать потребности изучения олбанского языка». А видеочат preved.ru стал предтечей знаменитого http://www.chatroulette.com/
Нужно отметить, что этот прием стар как мир. Например, в Версале была классическая проблема - конюшня. Король лошадок любил, но просто по статусу королевское обоняние нельзя было осквернять ни в коем случае. Но конюшню ведь не уберешь, а запах... можете себе представить. Так вот, придворные пиарщики решили проблему одним щелчком пальцев - из королевской академии наук выписали сотню розовых кустов с сильным запахом... конского пота. Конюшня от них не стала пахнуть меньше или приятнее, но зато Его Величество и весь Версаль знал, что это вовсе не смрад, а просто экстравагантный запах роз. Французы гениальные планировщики.
Но вернемся к нашим лошадкам. Серьезные старожилы рунета сейчас должны поправить меня, что для Путина такая фальш-мишень существовала еще раньше, аж с 2002 года! Именно об этом я и хотел рассказать - mrparker по наводке старших заимствовал из Америки пародийный блог про президента и делал его больше для себя, чем для кремля, не совсем понимая что и зачем он делает - шутить получалось через раз. Да и интернет тогда был маленьким и особо не интересовал власть, но сам формат оказался настолько удачным, что его заметили и дали добро.
Следующим этапом в жизни паркера стало знакомство с русской культурой, ноу-хау политического юмора тоже получил у взрослых. Звездным часом паркера стал проект Идиот, педантично скопированный с легендарной Утиной Правды в 2006 году. Забавно, что именно galkovsky сделал mrparker тем паркером, которого мы знаем. Фактически дал жизнь получается!
Утиная Правда была антианглийским юмористическим изданием, низводящим саму тему англии и диалога с англичанами до пародийного кряканья коммунистической агитации. Такая редукция уровня делала совершенно невозможным какое-либо противодействие со стороны англичан, потому что они становились персонажами издевательского сценария.
Паркер был достаточно культурным, что бы это не столько понять, сколько увидеть - по этой причине "Идиот" и был обречен на провал. Инструмент паркеру дали, а вот обьекта для применения у него небыло, Идиот парадировал сам себя, а не конкретное явление и быстро провалился. Разница между Утиной Правдой и Идиотом, это разница между Симпсонами у которых есть миллионы реальных прототипов и Футурамой, которая пытается быть карикатурой без первоисточника. Симпсоны будут вечны, а Футурама - унылая халтура, забытая при жизни. Карикатуре нужен оригинал, это не самостоятельное произведение искусства, а лишь комментарий к нему.
Но вернемся в наши дни!
Поскольку ЖЖ является высшей культурной ступенью в нашей стране, то создать жж внутри себя российская интеллигенция не может, слаба в коленях - жжисты заклюют за неделю. Так что Медведеву пришлось идти в Твиттер, где для него сразу создали отвлекающий дубль - http://twitter.com/KermlinRussia пишущий идиотские шуточки, отвлекающий на себя внимание и в общем микширующий ситуацию. Показательно, что фоловеров (подписчиков) у него всегда ровно в три раза меньше чем у официального http://twitter.com/KremlinRussia
Теперь разберем его генезис.
Российская интеллигенция выбивает из власти заказ на отработку социальных сетей (очень важно работать с электоратом в интернете!). Затем она берет подходящие инструменты из культурного пространства жж: Медведа, Владимира.Владимировича и замешивает на общей культуре политической сатиры, стеба и глумления жжистов друг над другом. В качестве вишенки на торте - удачный мем позапрошлого года о том, что если в словах переставить буквы местами, то этого никто и не заметит.
В результате сей операции весь твиттер заливается смехом над придворным шутом, а фигура короля остается сакральной. Не случайно в т.н. средние века шут был ведущей политической культурой, а уж хороший карлик-шут стоит никак не меньше, чем целое родовое имение:
Это простой и известный всем пример взаимодействие власти и интеллигенции. Но как поставить дело на поток в области бизнеса? Чтобы как с гуглом - профессора из стендфорда дали идею, два молодца из ларца ее оформили в проект и тысяча индийских программистов реализовала тот google, который мы знаем.
Раскол тандема?
В средневековой Европе шуты нередко выполняли важную социальную роль для привилегированного класса. В связи с отсутствием свободы слова, вельможи не могли открыто критиковать короля, а король не всегда мог себе позволить критиковать особо влиятельных вельмож. За них это делали шуты, часто в завуалированной форме. Если шут переходил границы дозволенного, то наказывали его, а не вельмож. Через кривляния и болтовню шутов представители привилегированной элиты раннего Средневековья доводили до сведения друг друга, а также короля, свои претензии, жалобы, критику или особо рискованные предложения и идеи.
При дворе русских царей, а после и императоров также содержались шуты. Известны придворные шуты Петра Великого Иван Александрович Балакирев, вошедший в историю множеством рассказанных якобы им анекдотов, и Ян д’Акоста, которому за политические и богословские споры Пётр пожаловал остров в Финском заливе и титул «Самоедского Короля».
...В стандартной колоде игральных карт существует два джокера. Это карты с изображением шута, которые в большинстве игр стандартной колодой могут заменить в комбинации любую другую карту по желанию играющего.
Как построить механику процесса, когда из культурного слоя жж кто-то формировал идеи и доносил их до исполнителей? А главное, чтобы это было интересно и выгодно всем участникам процесса?
Интересно было бы выслушать ваши предложения, дорогие жжисты.
upd: Я уже написал этот пост в понедельник, как вдруг решил посмотреть "социальную сеть". Сам фильм оказался удивительно хорош, но главное в нем в деталях передано содержание моего поста на примере создания фейсбука. Цукерберг сидел в жж (буквально, фильм с Livejournal и начинается), ему в жж подкинули идею, потом другую, третью - а он лишь реализовал их технически. Причем сам он на протяжении всей истории не придумал ничего, даже финансовые решения за него принимали другие люди, ему приходилось лишь исполнять их.
Отсюда напрашиваются два вывода. Вопервых жж - центр мира, здесь рождается все. ЖЖ не только развивает индивидуальность но и провоцирует на героические поступки, ведь само ведение жжешечки означает, что человек ставит общественное выше личного. Не удивительно что даже такие конченные эгоисты как носик или тема расправляют крылья.
Во вторых - бизнес совершенно беспомощен. Цукерберга обработали в гарварде, дали ему идею и сказали как ее реализовать. Без гарварда он бы даже не знал в какую сторону смотреть, следовательно для успешного партнерства бизнеса и культуры, необходимо целенаправленное и сильное воздействие со стороны культуры. То есть профессора универа собираються и решают создать гугл или майкрософт, а в качестве исполнителя берут талантливого работящего студента, который не пьет и не курит. Напомню, что в случае гугла и майкрософта все буквально так и было. Гейтса в контору за ручку привела мама, Брина и Пейджа рекомендовал в университетскую ложу знаменитый специалист по робототехнике Терри Виноград.
Показательно, что о существовании Винограда и компании кибернетиков со смешными фамилиями (Маккарти, Минский, Сассман) я узнал даже раньше Брина и Пейджа, прочитав в 96ом году винрарный "новый словарь хакера" Э.С. Раймонда о компьютерной субкультуре 60-ых.