Сколько стоит величие?

Известно, что большинство хороших песен о войне написано евреями, и романс Марка Минкова и Игоря Шаферана из фильма «Приказ огонь не открывать» — не исключение. Понятно, что о случившейся уже истории нельзя судить в условном наклонении, но можно ли в цифрах изобразить альтернативную реальность при условии, «Если б не было войны»? Можно как минимум попробовать.

Тред опосредованно навеян последним интервью Сергея Гуриева, — хотя я говорил по сути ровно то же и до него, — но тезис о том, что Путин и российское правительство давным-давно могли бы побороть бедность и нищету в России настолько очевиден, что вряд ли требует дополнительных подтверждений. Это хорошо понимает и Гуриев, и любой человек даже с поверхностными знаниями о структуре бюджета РФ в течение последних двух десятилетий.
Тем не менее, одно дело ментальное понимание, другое — конкретные цифры. Аналитических материалов о тратах России на войну огромное количество, в основе каждого из таких разный подход, различные вводные и, как следствие, результаты, которые порой шокируют. Мне, например, памятен один из таких отчетов, авторы которого утверждали, что в начале войны РФ ежедневно тратила по $20 млрд. ежедневно. С течением времени видоизменились цели вторжения из-за невозможности достичь начальных планов, и стабилизировались траты российского бюджета, которые хоть запредельны и сегодня, но в РФ это почти никого не волнует.

Я попробовал обозначить результат в конкретных цифрах по минимальной оценке без учета потерь материальных и людских ресурсов, взяв за основу лишь прямые издержки госбюджета РФ при Путине. Для базисного критерия выбран тот самый 2%-й военный бюджет стран НАТО, который считается необходимым и достаточным для удовлетворения нужд вооруженных сил при возможной оборонительной войне. Да и в целом по миру усредненные траты всех государств на оборону равны 2,1% ВВП.
Примитивнейший подход, но он же и самый простой для понимания. При этом для еще большего упрощения мы будем анализировать исключительно расходы федерального бюджета, отбросив из массива данных траты на войну региональных бюджетов, а также вынужденные отчисления бизнеса. Секретные расходы бюджета на оборону, в последние годы удваивающие официальные затраты, мы тоже не будем учитывать. Наконец, не будем мы учитывать также недополученные доходы бюджета вследствие размещения ЗВР, выпуска ОГВЗ, доли в активах зарубежных компаний и многие прочие финансовые инструменты, которыми, как правило, оперируют центробанк и минфин любого государства.

Сразу стоит отметить, что при Путине военный бюджет РФ всегда был намного выше усредненного уровня развитых стран, а за все время российской истории времен независимости минимальной оценки в 2,78% ВВП достигал в кризисном 1998 году. При этом четырежды в течение этого отрезка военные расходы в относительных цифрах превышали отметку в 5% и более — в 2016 и 2022-2024 годах.

В абсолютных цифрах пиковыми годами при этом были 2013-й, когда Россия готовилась ко вторжению в Украину, 2022-2023 годы, когда правительству пришлось резко нарастить затраты из-за неудач на фронте, а также грядущий 2024-й, в течение которого расходы РФ на войну составят более трети валовых затрат бюджета. Расходы же в 2022-м году достигли абсолютно беспрецедентной для России величины в $124,5 млрд. (включая секретные расходы), втрое превысив довоенный уровень; в 2023-м ожидаемый результат по итогам года может составить $160 млрд. (с учетом секретных статей).

В этой связи также интересна динамика увеличения военных расходов России на душу населения, согласно которой при Путине каждый россиянин в 2000 году платил $63.03 в бюджет на обороноспособность страны, а в пиковом 2013 году, в течение которого РФ целенаправленно готовилась вторгнуться в Украину, — уже $612.18 или в 10 раз больше. Это к слову о цене Крыма и прочего, выраженного в деньгах для каждого жителя РФ. Именно по причине возросших отчислений каждого домохозяйства на войну у россиян и падают реальные доходы уже 10-й год.
Но вернемся к нашим баранам. Итоговая таблица слишком комплексна для переноса, поэтому обозначу лишь ключевые вводные. Суммарная экономия бюджета РФ при условии, что в течение последних 23 лет расходы на оборону составляли бы 2,0% от ВВП страны, равна $634.7 млрд. Усредненная доля бедного населения в России за этот же период составляет 15,6% или грубо 22,5 млн. чел.
Таким образом, если бы правительство РФ думало в XXI столетии о собственных гражданах, а не о войнах, то каждому россиянину, имеющему доходы ниже черты бедности, сегодня можно было бы выплатить $28.200 или почти 3 млн. рублей, что одномоментно практически обнулило бы количество бедных в стране. Или по $5.360 каждому совершеннолетнему гражданину. Если все же принять во внимание хотя бы секретные расходы бюджета на оборону, то эти числа можно смело умножать на 1,8. А каждый бедный россиянин мог бы получить сегодня около $50.000 безусловного (но налогооблагаемого) дохода. Каждый же совершеннолетний — около $10.000.

В этом и есть ответ на заглавный вопрос, как же все-таки оценить плату за патриотизм: в 2023 году «величие» стоит от $10.000 до $50.000 каждому россиянину. В зависимости от того, какой из критериев для них важнее — искоренение бедности или повышение общего уровня благосостояния. Вот стоят ли зрелища уплаченной за них цены, решать каждому самостоятельно.
Наверно, я до срока стала старой,
А только в этом нет твоей вины,
Какой бы мы красивой были парой,
Мой милый...
|
</> |