Сколько прослужит московское метро
nikitskij — 06.08.2014Московское метро советскими строителями рассчитывалось на срок службы более чем 100 лет. Первым станциям уже под 80 лет, но они, по утверждениям старых строителей, стоят как прежде. А с каким расчетом прочности возводятся новые станции?
Во-первых, надо сказать, что у нас в СССР всегда строили метро в высоком темпе, как и все остальное, впрочем. Времени тогда на развитие практически не было. Страна после гражданской войны пыталась догнать здорово вырвавшуюся по технологиям и стройкам века Америку, европейские страны. На памяти ветеранов метростроения, ни разу не было случая, чтобы метро в советской Москве строилось в период, определенный экспертизой. Так говорят сами строители. По сравнению с проектными нормативами сроки строительства всегда сокращались. Ну, вы помните: пятилетку в три года и т.д. При этом качество, как мы могли уже убедиться, не страдало и не страдает до сих пор.
Нынешнее время предъявляет еще более жесткие требования строителям. Сегодня опять Москва оказалась в ситуации, когда времени «догонять» совсем мало. Его, можно сказать, нет. Город задыхается без хорошо развитого общественного транспорта. Москвичам нужно метро в шаговой доступности в любой, даже самой отдаленной, точке города.
Поэтому метро строят непрерывно - в три смены, без выходных. При этом, как и прежде, кто бы что ни говорил, ведется очень строгий контроль за соблюдением норм безопасности труда, строительных технологий, ведь срок службы метро по-прежнему рассчитывается на не менее чем 100 лет. Более того, как рассказал в интервью РИА заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, «при проходке перегонных тоннелей используются тюбинги, запас прочности которых рассчитан до 200 лет!!!»
«Они ни в чем не уступают по надежности тем, что были использованы еще при строительстве самых первых линий московского метро. Нет ни одного объекта строительства, где бы в целях повышенных мер безопасности закладывался такой запас прочности», - говорит Хуснуллин.
Наконец, для продления "безремонтного" срока эксплуатации новых станций и веток метро используются новые технологии, которые были недоступны советским метростроителям. В частности, по словам Хуснуллина, при строительстве тоннелей применяется полимерная мембрана для увеличения времени службы гидроизоляции и ее прочностных характеристик. Специальные химические добавки для бетона повышают устойчивость тоннелей к воздействию воды, а для установки рельсов используются безусадочные смеси.
Кроме того, для тех, кто не в курсе, современное метро строится с помощью проходки щитами — так называемыми тоннелепроходческими механизированными комплексами, а не вручную. Они обеспечивают подачу бетонированного раствора в рабочую зону, что полностью исключает просадку дневной поверхности при строительстве тоннелей в слабых и неустойчивых грунтах, а сам тоннель после окончания проходки оказывается полностью герметичным за счёт конструкции обделки. Применяются механизированные комплексы и при проходке вертикальных шахтных стволов. А это существенно уменьшает воздействие строительства на подземные сооружения, расположенные в непосредственной близости от стройплощадки. Такая техника советским метростроителям и не снилась. Приходилось все делать вручную. Мозолистыми руками ударников труда.
В чем еще отличие от советской стройки? В 30–40-е годы прошлого века метро строилось как объект двойного назначения: как транспорт и как объект гражданской обороны — бомбоубежище. Собственно, не зря: в Великую Отечественную войну метрополитен использовался москвичами в качестве укрытия. Сейчас предпочтение отдают станциями не глубокого заложения. Они дешевле и проще. Бомб Москва на свою голову, тьфу-тьфу, не ожидает.
Кстати, а если вдруг надобиться что-то пристроить к действующим глубоким станциям в центре города, не останавливая работу метро, приходится действовать дедовскими способами – брать в руки отбойные молотки и с криком «Ура!», как в фильме «Добровольцы», долбить грунт. Ведь буро-взрывной способ строительства в таких условиях запрещен.
Выглядит этот так, по рассказам метростроевцев, стоит забой, работают шесть взрослых мужчин, так как больше поместиться не может, двое – с отбойными молотками, все в резиновых костюмах, сверху льется вода. Геологии же не важно, какой сейчас век: вода всегда бежит сверху вниз, с потолка за шиворот.
Однажды на такую стройку приехал сам Собянин и был удивлен таким тяжелым трудом. Интересно, как находят этих крепких ребят и сколько им платят? И почему об этих героях не пишут газеты, не пропускающие ни одной очередной выходки наших недо-поп-звездочек?
|
</> |