Сколько получали советские актеры и режиссеры
uctopuockon_pyc — 02.07.2022 Зарплата в СССР регламентировалась на государственном уровне. Не была исключением и творческая отрасль. Конечно, советские киноактеры и не мечтали о размерах голливудских гонораров их коллег, работая преимущественно в идейном ключе. Но с другой стороны, на фоне всеобщей уравнительной системы доход востребованного актера главной роли в несколько раз превышал среднюю заработную плату по стране. А гонорары отдельных режиссеров удивляли даже именитых старожилов «Мосфильма».Еще в 1961-м Совет министров постановил принять меры по усилению материальной заинтересованности работников киноиндустрии. Тогда и внедрилась идейно-художественная дифференциация с присвоением тому или иному фильму категорий. Чем выше категория кинокартины, тем крупнее артистам и режиссерам полагались гонорары.
Композиторы и сценаристы получали потиражную оплату - процент от сбора, не превышавший 300% от гонорара. К слову, особенности авторского права в тот период позволяли использовать в фильме музыку бесплатно, если она специально под сценарий не писалась. Отдельное вознаграждение полагалось за сценарии, созданные «по мотивам» - на основе литературных произведений по тематике советской действительности. Уступку авторских прав оценивали максимум в 2 000 рублей. Получить гонорар можно было и за обработанную и переписанную для кино классику.
Гонорар артистов кино составлял от тысячи до двух рублями. Размер оплаты актерского труда зависел от продолжительности киноленты и профессиональной категории актера, его званий и заслуг. Помимо гонорарных выплат, работающие на конкретной киностудии артисты получали оклады, которые также менялись в зависимости от квалификаций от 80 рублей до полутысячи. Часть актеров подрабатывали в театрах, где по тому же принципу устанавливались ежемесячные ставки или же единоразовые вознаграждения. Так что определить совокупный доход того или иного актера непросто.
Исполнитель главной или основной роли имел право на повышенное вознаграждение от одной до двух тысяч рублей и процент надбавки в зависимости от формата и идейной составляющей фильма. Наиболее востребованные актеры Советского Союза могли получить за постановку до 5 000 рублей.
В 1969-м Юрий Никулин за сыгранную главную роль в легендарной «Бриллиантовой руке» получил огромный по тем временам гонорар – 5 188 рублей. Фильм снимался с апреля 68-го и вышел в прокат спустя год. После того, как были отсняты заключительные эпизоды, начались монтаж с озвучкой. Основные актеры были заняты в постановке на протяжении полугода. В перерасчете на ежемесячное вознаграждение, Никулин зарабатывал на съемках порядка 800 рублей.
Самым же состоятельным представителем съемочного коллектива был, разумеется, режиссер. За одну киноленту он мог заработать до 10 000 рублей в зависимости от формата, продолжительности картины и непосредственно профессионального разряда постановщика. Причем, если фильм состоял из нескольких серий, эта цифра увеличивалась.
К примеру, так называемые постановочные за две серии “А зори здесь тихие” обернулись для режиссера Станислава Ростоцкого доходом в 15 000 рублей, так как он являлся “Народным артистом”. А герой соцтруда Сергей Бондарчук заработал за 4 серии «Войны и мира» аж целых 30 000 рублей.
https://kulturologia.ru/blogs/311020/48008/
https://clio-historia.livejournal.com/1338772.html
|
</> |