Сколько надо знать языков и как? Мой опыт в Эстонии

топ 100 блогов ruyana12.09.2010 Тамара Пихтова, русский ученый, США

Читая статью г-на Метлева  “Бездействие разрушает русские школы” складывается впечатление, что юный автор оторван от реальности и амбициозен. Эстония славится в мире своими очень молодыми и непрофессиональными людьми очень эстонской национальности в правительстве, бизнесе, политике. Изредка в политике и муниципалитетах, Госсобрании места получают и ассимилянты-интегранты. У г-на Метлева планы Наполеона в реформе образования на русском языке в Эстонии: в результате его плана русские еще быстрее окажутся не только сторожами кладбища, но и на самом кладбище, зная несколько слов по-эстонски и не умея уже говорить по-русски. Все программы в мозгу русских детей будут стерты некачественным преподаванием предметов на эстонском.

Преподавание предметов на эстонском в русских школах, введение двуязычия ( модный термин - билингвальное обучение), начиная с 1-го класса и есть грубейшая насильственная ассимиляция. Вспомним историю насильственной ассимиляции американских индейцев и австралийских аборигенов в специнтернатах, где детей наказывали карцером и даже били за общение на своих племенных языках.

Эстонцы и сами проходили «школы» датской, шведской, немецкой ассимиляции и только разумная русская и советская национальная политика подарила эстонцам образование и науку, культуру, самоуправление на их собственном языке. Память короткая и желание отомстить большим нациям за тяжкую историю своего малого народа? Так история у всех тяжкая, особенно у больших народов. Не надо завидовать и не надо мстить большим народам, господа эстонцы и другие малые, но удалые народы.

Начиная с середины 20 века индейцы США и Канады, аборигены Австралии сами занимаются своим образованием: кто хочет, тот учит языки предков. Для некоторых индейских языков придумана письменность на латинице, как для казахов в СССР на кирилице. Все индейцы обучены разговорной речи и письму на английском, среди них есть и профессора в лучших университетах США. Индейцы сами управляют своими муниципалитетами в своих резервациях, в местах компактного проживания в городах, им отданы в самоуправление игорный бизнес в Аризоне, Калифорнии для самофинасирования своих общин. В сельских общинах, то есть резервациях есть свои паспорта резервации , так как некоторые индейские вожди не пошли на подкуп и предательство и не продали свои земли переселенцам из Европы, не признали государство США и их земля не принадлежит США. В таких резервациях земля и вся собственность принадлежит индейцам и не может быть никому продана, кроме индейцев этого же племени. Индейские резервации – это позор Америки, но без них был бы полный геноцид.

У США много разных позоров, в том числе обнищание наемных сельских и индустриальных рабочих, ветеранов, у кого нет ни денег, ни работы, ни дома, ни общины, ни земли, ни телефона, ни адреса. Такого позора в США на более 50% населения. У индейских общин США есть стипендии для малоимущих, также индейцы дают свои стипендии малоимущим белым и афроамериканским студентам в Аризоне. США и Канада, Британия в обучении аборигенных народов Америки придумали такие же методы, как и русские.

В Эстонии же мне пришлось наблюдать удивительное явление предпочтения эстонцами русских больных синдромом с Дауна в назидание здоровым русским, имеющим среднее, профессиональное и высшее образование на русском языке. Люди с синдромом Дауна могут усвоить с трудом только один язык, но не письмо, не понимают даже арифметики. Встречала в Эстонии русских больных с синдромом Дауна говоривших только на бытовом эстонском, работали они подавальщиками в раздевалках, их эстонцы очень любили и приводили в пример «тупым» и невежливым здоровым русским инженерам и учителям, врачам, квалифицированным рабочим, кто по-эстонски говорить мол не хочет. Сами эстонцы забыли сколько потратил СССР на то, чтобы эстонцы выучили русский и были вежливы, как, например, татары и буряты, но увы, русский язык эстонцы выучить никак не могли.

Почему? Почему татарин может выучить русский без акцента и без грамматических ошибок, ну интонация остается татарской, но это не беда. Татарин может даже и английский выучить, и турецкий, стать выдающимся русским физиком и изобретателем или даже писателем. Слишком молодой эстонский политик, ассимилянт г-н Метлев. - национал-радикал, радикальней всех нацрадикалов, даже вице-мэра Таллинна по вопросам образования и культуры Яну Тоом осмелился одернуть за излишний гуманизм к русским учителям и поругать. Мы знаем, что у Метлева отсутствует русская душа, а есть вообще какая-либо? Даже малые дети уже могут сочувствовать, сострадать и делать добрые дела.

У г-на Метлева. есть план ликвидации, уплотнения и насильственной ассимиляции русских в Эстонии и «забота», что русским неоткуда знания и мудрость почерпнуть, кроме как из эстонских газет, учебников. Покажите, пожалуйста, эстонские вузовские учебники и научные журналы? Их много? Хочу видеть эстонские учебники школьные и вузовские те, что особенно до 1945-го! Это реально? В эпоху глобализации каждый человек имеет право выбора лучшей жизни в лучшей для него стране.
Слышала как-то в конце 90-х рассказ русского студента из Тартуского Университета , как он не мог найти учебника по биохимии, поехал в Москву к студентам МГУ и купил у них учебник американского ученого, переведенного с английского на русский еще при СССР, но на эстонском такого учебника не было.

В начале 90-х моя эстонская коллега по работе решила еще и преподавать в школе старшеклассникам. Она была потрясена плохим качеством нового эстонского школьного учебника, показала мне его. Мы вместе пожалели эстонских детей. Автор учебника работал в науке немного и сделал прямой перевод из устаревшего американского университетского учебника, не дав ссылку на этот учебник, что называется плагиатом. Старшеклассники – не студенты, они еще дети! Новые учебники на русском тоже похожи на плагиат из вузовских учебников, перегружены терминологией без пояснений, наукообразны и витиеваты.

По-мнению эстонской коллеги, русские все-таки имели Толстого и Пушкина. Она выбрала один из моих русских учебников, написанный в конце 80-х заслуженным учителем совместно с ученым. По этому учебнику она стала учить своих учеников в эстонской школе Таллина. Дети были в восторге от оригинального текста и иллюстраций!

Американцы критикуют страны Восточной Европы, Прибалтики за устаревшие и неудачные учебники, но остерегаются критиковать Россию, хотя и там есть над чем призадуматься и есть, что улучшить. Г-н Метлев не знает, что у русских есть и учебники, книги, журналы на русском из России. В 1991-м, когда Эстония получила независимость, я в панике взяла чемодан, поехала на вокзал, взяла билет до Москвы. В Москве мне нужен был только «Дом книги», купила все возможные полезные книги, включая и школьные учебники, справочники. Некоторые русские даже читают, пишут и говорят по-английски и как их эстонскому не учи, они все равно выучат английский и уедут из Эстонии, выучат и русский и могут уехать и в Россию, Белоруссию, если там им предложать что-то лучшее. Точно также поступают и все народы, включая и эстонский.

Знаю американку, которая хоть и закончила МИТ, но не считала себя гением. Американка обьяснила, что в США только специфические люди и гении могут сделать карьеру в науке. К тому же, хоть США и вещает и контролирует развитие демократии повсюду в мире, развивает женщин, национальные, религиозные меньшинства, но в науке и технике в США лучшие зарплаты и должности по-прежнему остаются за белыми мужчинами. Моя знакомая американка вернулась на родину своей бабушки –голландки и стала профессором, плакала, получив голландский паспорт. Я ее спросила о процедуре получения голландского гражданства. Оказалось, что несложно: надо проработать в Голландии 4 года без перерыва, понимать речь и уметь изьясниться со служащими миграционного департамента, мэрии и полиции, по-голландски надо уметь немного писать, чтобы самому заполнять анкеты, экзамен на знание голландского языка сдавать не надо, Простите, а что в Эстонии и Латвии происходит уж 19 лет? Как это называется? Сегрегация? Неонацизм?

В Голландии проживает более 16 млн человек на территории почти такой же, как Эстония и почти 20% из граждан теперешней Голландии - бывшие жители африканских и азиатских колоний, имеющие те же права, что и сами голландцы и их непозволительно называть индонезийцами, китайцами даже, если они еще не забыли родной язык. Голландцы также показывали свои монументы борцам с немецко-фашисткими захватчиками времен Второй мировой, монументы никто не сносит. Голландцы сами начали с возмущением говорить о сносе военных памятников в Эстонии, так это было в 1995-м. А что такое было в Эстонии со сносом «Бронзового эстонского солдата»? Г-н Метлев очень сильно ошибается, если считает что в Голландии возможны митинги ветеранов СС и прочих армейских частей Вермахта... Ношение знаков нацисткой символики в Голландии и Германии во Франции карается законом. Германские ветераны имеют право на посещения захоронений бойцов своих военных частей в Голландии, но не на ношение формы и атрибутики. Г-н Метлев упорно путает вседозволенность нарушения законности с либерализмом, что не к лицу студенту-юристу.

В СССР был опыт обучения европейским языкам с 1-го класса в английских и французских школах, но туда отбирали детей с повышенным IQ или детей номенклатуры. Эти же школы работали по разным программам, например: школы с преподаванием географии, всемирной истории, английской литературы на английском языке и школы с более упрощенной языковой программой с обучением техническому переводу с английского и на английский. Была еще в СССР и система физико-математических школ для талантливых детей из всех регионов страны, где и русский, английский языки преподавали на уровне языковых спецшкол.

Тем не менее, далеко не все даже дети с высоким IQ после окончания таких специализированных школ свободно владеют английским и становятся гениальным учеными, инженерами и дипломатами. В эстонских школах в ЭССР преподавали русский язык и даже русскую литературу, часть предметов на русском, а каков результат? Разве эстонцы в общей массе достаточно хорошо обладели русским? Из эстонцев единицы из 0,9 млн способны говорить грамотно по-русски, пусть даже с акцентом, писать грамотно.

Многие народные актеры СССР хвалились, что они - недоучки, арифметику и грамматику не усвоили, но могут сыграть роль министра и профессора, президента. Далеко не все ученики способны усвоить правила грамматики даже на своем родном языке. Знаю молодых людей из Британии и США, англосаксов, которые закончив high-school, университет, получив научную степень, PhD делают ошибки (морфология, стиль) в родном английском языке.

Исходя из действий министра образования и науки Эстонии г-н Тыниса Лукаса, у меня сложилось впечатление, что руководство образованием и наукой - это написание законов, контроль за их исполнением и наказание, языковые испекции и увольнения учителей русских школ, невладеющих эстонским языком. Юный Сергей Метлев считает, что «незнание государственного языка, безусловно, снижает квалификацию педагога. У него отсутствует доступ к качественным курсам по повышению квалификации, а также к учебным материалам на эстонском языке, не говоря уже о текстах государственных программ и законодательных актов».

Каково? А что случится с преподавателем Итона или физико-математической школы при МГУ, если он в страшном сне окажется в Эстонии во власти Метлева, юного активиста-ассимилятора из группы поддержки г-на министра Т. Лукаса? Многие русские Эстонии читать по-эстонски умеют, да разве это проблема, если есть электронные переводчики, доступные в интернете? Другое дело, что Эстония – это родина не только эстонцев, но и русских независимо от того, каким образом они оказались в Эстонии. Эстония – это родина и для эстонских шведов, немцев, поляков, финнов, цыган, латышей, литовцев, евреев и даже грузин и армян, белорусов и украинцев, татар, мордвы , удмуртов, карел. Я бы не рекомендовала все эти культуры сплавлять в одном котле с доминированием эстонского языка, как в США английского.

Преподавание эстонского языка почти ничем не обеспечено: ни преподавателями, ни учебниками, ни самоучителями, ни даже желанием преподавателей научить, сами эстонцы не желают помочь русским в разговорной практике. Может эстонцам надо поучиться у голландцев, как учить языкам? Голландцы вообще удивлены языковым проблемам в Эстонии. У них были колонии в Африке, Индонезии и они- таки научили африканцев и индонезийцев голландскому. У голландцев есть прекрасные самоучители 3-х уровней с звуковыми уроками, методики интенсивного обучения иностранцев. Может эстонцам все-таки потратить деньги, взятые в Евросоюзе и МВФ не на виллы и иномарки, а на повышение уровня преподавания на эстонском, на самоучители хотя бы?

В США все, кому дают приличную работу, даже , если они иностранцы знают английский на уровне средней или высшей категории. Дипломы об образовании из разных стран действительны, из бывшего СССР действительны дипломы государственных учебных заведений, есть юридические фирмы, которые могут подтвержить эквивалентность. Если кто-то недостаточно хорошо говорит, а надо лучше, то он может воспользоваться бесплатными курсами.

Уже в течение первого года работы в США при поддержке работадателя можно подать документы на иммиграцию, постоянный вид на жительство, Грин (зеленая) Карту, а через 5 лет на гражданство, но это удается далеко не каждому. После получения гражданства никаких намеков на другое происхождение не должно быть. Что хорошо, что никаких проверок и языковых комиссий в США нет. Иногда, если американский работадатель знает еще какой-либо язык: испанский, китайский, русский, то они имеют право под свою ответственность принять на работу и того, кто английский почти не знает, но может улучшить на бесплатных курсах, в клубах общения.

Трудно представить, чтобы в старых странах Европейского Союза так дискриминировали иностранцев, как это делают в Латвии и Эстонии. Европейское правительство как бы не замечает нарушение прав человека и дискриминацию по этническому признаку в этих двух маленьких стран, хотя ни одна страна Европейского Союза не явлется мононациональной. В США десятки миллионов нелегальных иммигрантов, кто участвует в создании и национального продукта. Однако когда в 2010-м сенатор Аризоны подписала анти-иммиграционный закон о разрешении проверки удостоверений личности у подозреваемых в нелегальном пребывании с последующей депортацией, то Америка вспенилась в защиту нелегалов и не только латиносы-граждане США присоединились, но и белые американцы, считающие, что таким законом подрывается основы самой лучшей в мире демократии. Некоторые сердобольные американские работадатели сами учат испанский, повсюду в США можно получить справки и документы на испанском.

Даже высокомерная Калифорния снизошла к иностранцам и при сдаче экзамена на водительские права (кстати, гроши 7$) может предложить тесты на любом языке мира, включая русский и даже эстонский, что несомненно повышает безопасность на дорогах США. Эстония преуспела в неонацистких движениях, которые запрещены в Европе, США. Стыдно за тех, кто в постсовестких странах так заплутал в поисках демократии и прогресса. Ходят слухи, что Российская Дума-таки признает факт оккупации Эстонии незабывшими русский язык жителями Эстонии, родившимися после 1944-го и и даже теми детьми, кто родился в Эстонии в 21 веке. До каких пор все это безумство будет? Уже 21-й век, век высоких технологий, а где эти технологии в столь европейской Эстонии? Я вижу только технологии политических манипуляций, промывки мозгов, насилия, сегрегации, мошенничества и попустительства.

Русские Эстонии, вам не кажется, что вы стали еще более рабами, чем рабы в Риме? Что делать? Самоуправление русского образования Эстонии: попечительские советы, участие родителей, взаимодействие с Россией, улучшение образования на русском языке, изучение опыта США, Канады, Европейского Союза и даже Российской Империи и СССР в сохранении культуры национальных меньшинств, повышениe уровня преподавания эстонского языка (улучшение учебников, звуковых уроков, программы, разговорной практики по модели английских школ России), совместныe программы с эстонскими школами (интеграция должна быть взаимной, но не ассимиляция). Нужны законы, стимулирующие эстонских работадателей нанимать неэстонцев и наоборот, самоуважение, равноправие и социальная защита.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нда... А вообще, конечно, читаешь последние новости с революционного фронта, и в двадцать пятый раз удивляешься - какую массу репутаций (на мой взгляд - совершенно неоправданных) это действо под названием "протест" вознесло до небес, и как эти репутации сейчас совершенно закономерно в ...
Почему хороший аэропорт – это важно? Потому что сегодня это первое и последнее впечатление человека о городе. В конце 19 и начале 20 века эту роль играла железная дорога, поэтому города мерились, кто сделает вокзал богаче и выше. В середине 20 века мерились уже шириной трасс, а ...
Завтрак на бегу, быстрый перекус в офисе и вечер перед телевизором с полуфабрикатами и газировкой... Современный ритм жизни редко оставляет человеку возможность полноценно ...
© REUTERS/Robert Pratta 28.06.2011, Франция | Тринадцать лет назад владельцы небольшого частного зоопарка в Сен-Мартен-ла-Плен (департамент Луара) Пьер и Элиан Тивильон «усыновили» маленькую гориллу, от которой отказалась её мама. Девочку назвали Дигит и ...
Чот нет-нет, да и тянет меня на просторы жежешные. Связываю этот со старостью и проявляющейся сентиментальностью. Чо, как вы тут, мои дорогие? Я чот немного прихворнула, готовлюсь к оперативному вмешательству в свою организму, в связи с появившимся новым членом моего организьменного ...