Сказки Александрийского столпа. Как создатели мифа пытались вытащить мегагруз
gorojanin_iz_b — 16.07.2023 Абсолютно уникальное издание. По-нынешнему буклет, в эпоху постройки колонны изображение, картиночка с текстом, полное название Изображение колонны, воздвигнутой в память императору Александру Благословенному , 1832 год, Президентская Библиотека.По какой-то причине тираж не был изъят. Но может быть и был, а мы видим сейчас один из обязательных экземпляров, отправляемых издателями в несколько инстанций, одна из которых оставила архив печатной продукции, в конце концов попавший в Библиотеку Президента.
Три отпечатанных странички: собственно изображение, титул и текст на двух языках.
Издание явно готовилось к распространению при торжественном открытии колонны после двух лет якобы шлифовки, но не было распространено, судя по единственному нашедшемуся в сети экземпляру. Причина, разумеется, в тексте.
Никогда не редактирую оригинальные фотографии и скрины, но в этом случае сделаю исключение. Хочется, чтобы все прочли и насладились, не ломая глаз, этим прекрасным текстом, где наконец-то нашлось недостающее звено всего эпоса Александровской колонны.
Самое интересное место - в современной орфографии, с сохранением стилистики оригинала:
"Два года шесть сот человек работников безотлучно трудились над отделением двенадцатисаженного колосса от материка; его обделали, выкатили на берег и погрузили на изготовленное особенно для сего плоскодонное судно в 150 футов длины. Вышед из канала , чрез береговую отмель, меж двух огромных плотин в море сооруженного, судно с драгоценным своим грузом, посредством четырех пароходов, проплыло благополучно 160-верстное пространство от Питерлакса сюда, и явилось на берегу Невы".
Что такого уникального в этом тексте? Люди, сколь-либо сведущие в истории колонны заметили это и без подчеркивания. Чтобы остальные могли осознать уникальность и величие этого источника, нужно вспомнить основные вехи мифа о колонне.
Фантастическая вырубка рекордного в мире 1600-тонного монолита из рапакиви - с финского "гнилого камня", самого негодного, бросового, хрупкого, пористого, щелеобильного, быстроразрушающегося и т.д. вида гранита, годящегося только на гранитный щебень, из которого ни до, ни после великих питерских памятников не делали ничего стоящего, описано подробно и Монферраном, и "Северной пчелой".
Вот, кстати, подлинный рапакиви, где-то валявшийся брак, пристроенный в новейшее время в залив под Выборгом в качестве "потерянных колонн для Казанского собора".
Как делали из монолита на месте крупнейшую в мире 600-тонную гранитную колонну - описано наспех, кратенько, общими словами, но описано.
Как грузили колонну на специально построенный корабль "Святой Николай" и везли морем четырьмя кораблями-буксирами до столицы, описано Монферраном, его помощником, "Северной пчелой". Проводка по морю (но не погрузка!) - единственный этап, к которому нет вопросов. Если не считать судьбы "Святого Николая", неизвестно где и когда сделанного и неизвестно куда канувшего после мероприятия. А ведь этот корабль для рекордного груза - не рояль в кустах. Объективно он - гордость российского грузового флота, не могли его пустить на дрова и забыть; его появления и его дальнейшее использование должны быть отмечены и пиитами и бюрократами.
Транспортировка, беспрецедентная на тот момент в мире, и вдвойне уникальная установка на Дворцовой площади мегалитического символа чести и славы Российской Империи, как это ни странно, вообще не вызвала никакого внимания бесчисленных журналистов, публицистов, всякого рода деятелей слова, искусства, пропаганды и просто грамотных людей культурной и административной столицы Империи. Кроме бесконечно повторяемых всеми историками Монферпрана и Пчелы" и безграмотного очерка для обывателей с переписанными из первых источников техническими моментами, совсем не любимого историками - ноль свидетельств. Об установке есть три подложных картины. О последующих двух годах якобы шлифовки- картина Гагарина, запечатлевшего реальное строительство.
Чувствуете, какая огромная лакуна зияет в саге о колонне?
Никто не сообщал и не пытался сообщать о том, как колонна вывозилась из мелководного залива Виролахти, почти вся акватория которого имеет глубину меньше роста человека. А ведь это важнейшее звено легенды о колонне, без которого вся легенда уходит на дно.
Был в саге о колонне план прохождения залива, по-своему прекрасный и отважный. Но от него отказались по причине затратности, бредовости и невозможности. С тех пор историки молчат об этом этапе пути колонны и вообще о мелководности заливе, делая вид, что факта не существует. Сетевые историки молотят всякую, когда их ткнешь в этот факт. Наш замечательный источник, с которым мы здесь знакомимся, закрывает и эту лакуну в легенде о колонне! Ниже мы подробно рассмотрим план проводки через заоив и причины отказа орт него, а пока напомним факты.
О физической невозможности вывоза колонны из залива мы уже говорили, но не грех повторить.
Это современные данные о глубинах. Скрин с интерактивной карты глубин с выделенными ближайшими к полуострову точками с глубиной в метрах.
Берег Монферрана вверху, от него до нижнего ряда отметок примерно 0,6-0,8 км. Взрослый человек пройдет все эти отметки пешком, не замочив головы.
Так выглядит берег Монферрана. Сплошные камни, уходящие в мелководье.
Пристань примерно напротив отметки 0,6 м. Так начертил ее сам Монферран.
Так обрисовала положение пристани "Северная пчела".
"Упомянутая пристань построена на берегу взморья, против самой вынутой массы колонны, и можно сказать, находится с нею в параллельном направлении".
Так Монферран описал свою пристань - благодарность блогеру Взор .
Для погрузки колонны я устроил причал, который вдавался в море на расстояние 30 туазов (58,5 м); этот причал был сделан из обломков гранита, которые получались в результате промысла. В конце этого причала находилась пристань, длина которой составляла 105 футов (32 м), а ширина - 80 футов (24.4 м). Её конструкция состояла из каркаса на сваях, балки которого пересекались между собой и образовывали углубления (полости), заполненные гранитом. Верхняя часть этих углублений была соединена (сопряжена) другими, более сплочёнными балками, на которых были закреплены два ряда досок, составлявших пол этой пристани, в конце которой поперёк в море был построен передовой мол, образовавший вместе с нею канал, в котором держалось судно.
Именно на этом пирсе, когда колонна была загружена, были установлены кабестаны. Длина мола, как и гавани, составляла 105 футов, а ширина канала - всего 44 фута (13.4 м), что позволило с большей лёгкостью пришвартовать корабль.
Как видим, Монферран тоже знал про канал, но не сообщил ни длины, ни направления, ни каких-либо подробностей. Другими словами, он отредактировал свой текст, прежде чем пукстить окончательную версию в огласку, убрав из него все относящееся к каналу, оставив только упоминание о начале его, абсолютно необходимом для погрузки.
Так визуально изобразил вход корабля "Святой Николай" по каналу в причальное сооружение босса й итальянский архитектор швейцарского происхождения на российской службе, с 1828 года помощник Монферрана. Глубина канала, как видим, примерно два роста человека, или не менее 3,5 м, или около 12 футов.
Разумеется, никаких следов этой фантастической пристани, каркасов из вбитых свай и балок, наполненных гранитом мола, канала, как и вообще всех строений не существует. В этих каменюках вообще невозможно ни рыть каналы, ни вбивать сваи. Но нам интиересна идея создателей истории.
Знали ли авторы легенды о мелководности залива? Несомненно, знали и придумывали способ ее преодолеть еще на начальном этапе создания легенды. На современных им картах мелководность пооказана, причем, в этом показе чувствуется некоторая формализм и пренебрежение картографов к своим обязанностям и к заливу по причине того, что он в принципе не интересен заказчикам - морским ведомствам.
На Карте морской окуратной части Карелии, содержащая в себе часть Балтийского моря 1803 года буквально видно, как российский картограф (матрос на лодочке, помощник картографа), зашед в заливчик, доплыл до отметки 0,6 м, как раз напротив будущей виртуальной каменоломни (ее примерное место помечено крестиком) и виртуальной пристани, измерил грузиком глубину в 2 фута, дальше не поплыл. Дальше глубина в 0,1 м, которая может открываться и виднеться даже при микроскопических балтийских приливах-отливах. Это место картограф обозначил как маленький остров, всю остальную акваторию пометил точками, как территорию "не моря - не суши", скрывающуюся и открывающуюся при приливах отливах. Развернулся и поплыл переносить свои кроки в более окуратную форму. Хотя за отметкой в 0,1 м есть ещедовольно обширная территория глубиной 0/9 ь -3 фута.
Шведский лодочник, изучавший залив для морской карты Андерса Акермана 1768 года , не доплыл даже до 2-футовой отметки, осьановился на глубине 1 м - 3фута и уплыл обратно. Зачем флоту подробности залива, в который не зайдет ничего крупнее шлюпки?
В этой каменной мели на подходе к берегу Монферрана и прорыли в первоначальном замысле канал, начало которого сохранилось и в окончательной редакции.
Как шел канал, и где его конец? И причем тут две плотины рассматриваемого источника?
Источник, надо сказать, вряд ли вообще что-то понял из гидротехнических подробностей, о которых ему толковал полпред авторов легенды, и написмал как написал - ахинею. По стилю и ошибкам видно, что это безвестный публицист, малограмотный болван, ничего, кроме патриотической патетики, писать не умеющий. Вот это сразу бросается в глаза:
дорического Ордена
гранитовое подножие
бронзовыми плоско-выпуклыми изображениями (вместо барельефами)
150 футъ(а не футовъ) длины...
Заказчика на тот период такое устроило, главная задача, пропаганда идеи натуральности колонны, решалась и в этом исполнении, посему цех создателей легенды не стал обращаться к кому-либо из маститых публицистов.
Нагруженный "Святой Николай, в описаниях "Северной пчелы", мы помним, погружен на 9 футом. У пристани Монферрана канал выкопан на все 12 футов, что оправдано - при меньшей глубине корабль рискует повредить, раздавить днище в момент погрузки. Дальше, как ни крути, кораблю нужен фарватер 10-футовый фарватер. Но беда в том, что через весь залив Виролахти от окрестностей берега Монферрана до самых запирающих залив островов фарватер на ближайшей по времени карте составляет 5 футов (1,52 м). Рыть канал через весь Виролахти - затея абсурдная, долгая и сверхзатратная. Поэтому кабинетный ум разрабочиков придумал выход: в окрестностях берега Монферрана путь корабля углубляется каналом, а 5-футовая глубина фарватера углубляется до требуемой 10-футовой запиранием залива Виролахти. В грапницах запертой зоны корабль встает над точкой в 10 футов, вода спускается. Вот тут-то и нужны две плотины.
Посмотрим, как это могло выглядеть в планах кабинетного разработчика.
Канал от берега Монферрана до фарватера можно проложить двумя маршрутами.
Две плотины в горловине залива Виролахти резонно расположить в двух самых узких местах горловины залива Виролахти между берегами и запирающими залив островами. После прохода фарватера и западной плотины придется делать еще один маленький канал. Проливчики-протоки между островами засыпаются в одной точке; сие не трудно, там какие-то несколько футов.
В кабинете все выглядит красиво. Линии берегов с окантовкой, отрезки плотин. Окантовка, стилизованная прод цепочки гор, особенно хороша! Настолько, что наш прекрасный литератор, отец Самсона Суханова и прототип главного героя комедии "Ревизор" Павел Свиньин прорубал в этих горах взрывами дорогу для масс путешественников, желающих полюбоваться с северного берега Виролахти на всемирно знаменитую каменоломню. На месте все рассыпается в мелкий прах и рассеивается бесследно. Залив очень мелкий и плоский, берега и острова -подстать, только скальные массивы местами. Линии берегов "гуляют" с приливами-отливами на десятки, а с большими (по балтийским меркам) приливами-отливами - на сотни метров. Часть берегов, заросших камышами, вообще не определяется. Именно поэтому у картографов, два века чертивших залив, сколько карт - столько вариаций. Меняется конфигурация суши, исчезают и появляются острова, перпеходят в полуострова и обратно... Запереть этот залив какими-то плотинами в принципе невозможно, вода "не заметит" их, обойдя многими путями. Единственная теоретическая возможность запереть залив для подъема уровня воды - окольцевать его одной сплошной плотиной, ведя ее не по линиям берегов, а секциями, от одного возвышающегося массива к другому. А потом ждать до морковкина заговенья, когда ьречушка Виройоки с несколькими ручьями поднимет уровень до требуемых 10 футов (3,04 м). Что уже явная клиника и перебор.
Все эти вещи видны сразу, в первую же минуту при одном взгляде на залив. Так что первый же полпред создателей мифа о колонне, прибывший на место, почесал репу и издал резюме: убрать к финской бабушке из заготовок историографии колонны плотины и канал, оставвив только маленькую часть его Монферрану для погрузки.
Мы с вами не полпреды, но с удовольствием проиллюстрируем ход его мысли, посмотрим, что будет, если попытаться поднять уровень. Есть такая программа, показывающая конфигурацию суши при поднятии уровня моря на заданное количество метров. Найдем залив Виролахти и зададим поднятие на 2 метра. Это район запирающих залив островов. Взгляните, как разительно изменилась форма берегов и островов, сколько появилось новых островов с протоками между ними. Это значит, вода заполнила все территории, которые сегодняшний Гугл метит высотой 0 м над уровнеем моря и 1 м м над уровнем моря.
Вот так и меняются грандиозные планы создателей истории на чуть менее грандиозные.
Ума и здоровья.
Другие материалы о создании истории
|
</> |