Сказка об автозаводе
saleksashenko — 19.11.2010На берегах великой русской реки Волги жил да был российский автозавод. Пока был молодым, жил он счастливо и беззаботно: полученная от итальянцев модель автомобиля с разными незначительными модификациями пользовалась огромным спросом, потому как все остальные автомобили, производившиеся в стране были еще хуже. Но жизнь шла вперед, завод потихоньку старел, но не сдавался: как только в стране стали появляться импортные автомобили, он выступил активным сторонником введения высоких импортных пошлин на них и даже делегировал своего директора в состав Правительства. Это помогло, но не сильно. Вернее, ненадолго. Хитрые иностранцы, у которых не получилось войти на российский рынок через дверь, решили войти через окно. Они уговорили российское правительство предоставить им существенные налоговые льготы. Если они вложат «жалкие» 300 миллионов долларов и построят в России сборочное производство. И вот стране как грибы стали появляться молодые автозаводы, с конвейеров которых стали сходить новенькие автомобили, которые оказались существенно лучше по качеству и совсем незначительно дороже по цене, чем продукция нашего героя.
И вот уже его акционеры, менеджеры и работники перестали в него верить и стали поговаривать о его закрытии. Собственно говоря, и раньше они не считали его совсем уж чтобы своим и тащили оттуда, кто что мог и сколько мог. Тем более, что главным акционером стала госкорпорация, а уж когда государство является собственником, сами понимаете, «всё вокруг народное, всё вокруг моё»! И кого только не ставили директором: и бывшего вице-премьера, и будущего губернатора – ничего не помогало, все продолжали думать о себе, перекладывая проблемы на завод. Апофеозом такого, с позволения сказать, развития стал последний предкризисный год, когда каждый произведенный автомобиль принес заводу по 1 тысяче долларов убытков.
И тут … начался кризис: спрос на автомобили резко упал, проценты по банковским кредитам выросли, денег не стало хватать ни на зарплату, ни на расчеты с поставщиками – одним словом, всё как в Америке, только помноженное на особенности российского бизнеса. И самые расторопные жители города, где кроме как на заводе работать негде, начали продавать свои квартиры, в надежде хоть куда-нибудь уехать из этого «гиблого места».
Делать нечего, пришлось государству идти на выручку тонущему гиганту – иначе можно было и правительству пойти на дно вместе с заводом. Как это не было неприятно, но пришлось уволить с завода всех родственников и знакомых, занимавших руководящие должности, и пригласить на работу профессиональных управленцев. Более того, пришлось, взяв себя в ежовые рукавицы, отказаться от намерений придумывать что-либо самим, а как следует изучить опыт реструктуризации американского автопрома и перенести его на российскую почву. Хотя и медленно, и со скрипом но бюджет выделил деньги на погашение долгов перед банками. (Ну а такие мелочи, что 10 миллиардов рублей по пути к заводу застряли у госкорпорации – это не в счет, ей ведь тоже жить на что-то надо). И даже не стали политики сильно противиться сокращению численности на 30 тысяч человек, понимая, что иначе придется сокращать все 100. И даже устроили что-то типа общественных работ в интересах завода, которые также оплачивались за счет бюджета. Деньги небольшие, но эмоционально рабочим лучше получать за сделанное, нежели как пособие по безработице.
И тут произошло то, чего никто не ожидал, явление не характерное для сегодняшней российской действительности: пришедшие на завод новые менеджеры почему-то не стали воровать. То ли потому, что были небедными людьми, то ли потому, что «всё украдено до нас», то ли с головой у них не всё в порядке, то ли ещё почему. Более того, и деньги, которые государство выделило на общественные работы, они не стали перегонять для распила в фирмы-однодневки, а, не обращая внимания на резко упавшие объемы производства, направляли их на реконструкцию старых цехов, создавая там основу для будущего современного производства.
Вскоре рабочие это заметили и … тоже перестали тащить с завода всё подряд. А еще они поверили, что пришедшие менеджеры всерьез хотят вылечить завод, и стали просто лучше соблюдать производственную дисциплину. Ну, а уж когда премьер-министр решил прокатиться несколько сотен километров на ярко-жёлтой машине заводского производства, то потребители побежали в магазины с криком: «Хочу такую же!»
Посмотрев на то, как лихо российский премьер разъезжал по родным просторам на заводской машине, иностранные акционеры решили повнимательнее разобраться с этим чудом техники и неожиданно для себя пришли к выводу о том, что: «О, эти русские! Им удалось то, что не удалось нам – создать достаточно современную, но дешевую машину, недостатки которой легко устранить, прислав на завод дюжину «немцев» для отстраивания технологической дисциплины». И решили они не заставлять завод собирать свои автомобили, привезенные из-за границы с отвинченными колесами, а производить «премьерские машины» под своими брэндами. И не сто или тысячу штук, а триста-четыреста тысяч штук в год. А если дело пойдет хорошо, то и экспортировать эти машины в дальние жаркие (и не очень) страны. Но чтобы реализовать такой амбициозный план заводу нужно увеличить свои мощности в полтора раза! Вот здесь и пригодились те самые обновленные цеха, реконструированные в ходе общественных работ за счет бюджетных денег.
И вот уже иностранные акционеры с гордостью называют завод членом «нашего альянса» и готовы приобрести его контрольный пакет, а заморские конструктора и инженеры не смотрят свысока на русских «кулибиных», а едут к ним в тьмутаракань, чтобы посоветоваться, как лучше построить машину будущего. И вот уже бывшие работники завода, было навострившие лыжи, бегом бегут обратно, но и их заводу не хватает, и он начинает притягивать работников из других регионов.
Красивая сказка, не правда ли? Только вот сказки в этом мало – всё примерно так и идёт на «АвтоВАЗе». А почему вы думаете, его акции начали так быстро расти в цене? Впрочем, и говорить о том, что все уже «в шоколаде» - тоже, конечно, рано. Одно дело придумать, другое – сделать. Впереди у заводы еще и авгиевы конюшни, и трехглавые гидры, и огонь-вода-и-медные трубы. Но, ведь, не сделав первый шаг, вообще никуда не дойдешь. И чем раньше его сделаешь, тем больше шансов на успех.
А первый шаг, оказывается, такой простой – не надо воровать! И премьеру благодарить за воровство тоже не надо!