Скандал на дискотеках в Литве. Фотограф: не надо стесняться дискотек
kot_de_azur — 24.12.2013Иногда в искусстве все случается не так, как хотелось бы: очарованный уникальной дискотечной культурой литовской деревни американский литовец Эндрю Микшис 10 лет фотографировал танцы в отдаленных провинциях страны. За это в Литве он был обвинен в очернении страны и в принижении образа Литвы в мире.
«Я был шокирован» – говорит фотограф, представивший в Вильнюсе фотоальбом дискотечных фотографий.
В альбоме под названием DISKO – фотографии из поездок Эндрю Микшиса по таким деревням и городкам как Шальчининкай, Лентварис, Варена, Марцинконис, Пабраде. На протяжении десяти лет фотограф садился в автомобиль, оставлял дом в Вильнюсе и искал провинциальные дискотеки, а также пришедших туда расслабится людей.
Все они – такие, о существовании которых часть Литовского общества хотела бы забыть: со своеобразным пониманием стиля, прическами и танцевальными движениями, иногда агрессивные, иногда уставшие, побаивающиеся вспышки фотоаппарата или наоборот – желающие перед ней покрасоваться.
Их танцполы – такие, какие Литве оставил Советский Союз: темные, десятилетиями не ремонтированные. На фоне одной в Швенченисе сделанной фотографии еще можно увидеть висящую на стене голову Ленина.
Выросшему в США, а с 1995 г. живущему между Литвой и США Эндрю Микшису эти дискотеки показались уникальным историческим и культурным явлением, а их посетители – примечательными. Фотограф хотел все это запечатлеть, прежде чем аутентичные дискотеки в провинциях Литвы не исчезли.
Как и предыдущий проект Эндрю Микшиса Baxt, в котором он фотографировал жителей вильнюсского табора, DISKO привлек к себе внимание мировых средств массовой информации: одну из фотографий напечатал журнал New Yorker, о снимках рассказывало американское телевидение CBS, британский ежедневник Daily Mail.
«Эндрю на своих фотографиях фиксирует поколение, которому было суждено родиться во время великого смятения. В глазах «детей диско» еще видится прошлое и трудно сдерживаемое равнодушие, но они – существа, рожденные в период, которого больше не будет, который будет живым только на фотографиях Эндрю. Эндрю Микшису удалось запечатлеть исчезающий мир, в эфемерных дискотечных вспышках света, излучающий смерть и надежду», – в аннотации к книге фотографа хвалил американский поэт и эссеист, комментатор национального радио США NPR Андрей Кодреску.
В Литве реакция была противоположной. После публикации «Daily Mail» председатель Союза фотохудожников Литвы Ионас Стасялис назвал размещение этих фотографий в британской прессе пиар-акцией, имеющей мало общего с реальностью, а в газете американских литовцев Draugas появилась статья, в которой утверждалось, что такие фотографии представляют миру литовцев как «развращенных», «пьяниц», «неопрятных».
Один из проживающих в Литве британских бизнесменов даже уверял, что показ дискотечных фотографий в британских средствах массовой информации предназначен остановить западные инвестиции в Литву. Его мысли на английский язык перевело и поделилось в соцсети Facebook литовское посольство в Лондоне.
Что об этом думает сам Эндрю Микшис? Интервью с фотографом:
- Как и почему ты придумал фотографировать дискотеки литовских деревень?
- Это было примерно в 2000-ом году, летом. Я посещал город Швенчёнис. Пил кофе на улице и увидел несколько детей, идущих на местную дискотеку. Я последовал за ними. Окружение выглядело советским, у них все еще висел Ленин на стене. Но можно было заметить, что идущие туда молодые люди были уже другими. Такой контраст между прошлым и настоящим мне показался очень интересным. На следующей неделе я туда вернулся и стал фотографировать.
Тогда я узнал, что во многих деревнях и маленьких городах Литвы есть своя дискотека. Начал посещать все новые дискотеки, и так проект расширялся. Не было так, чтобы я все 10 лет постоянно работал над этим проектом. Но когда только удавалось, я ездил по Литве и искал дискотеки.
- Что ты хотел этим проектом показать?
- Думаю, что эти дискотеки и их посещающие люди очень интересны и очаровательны. Примерно так же я думал, фотографируя цыган (ромов) в своем предыдущим проекте. Я не журналист, не создаю документальную фотографию, просто считаю, что в обществе есть определенные места, группы людей, которые заслуживают внимания.
- На дискотеки ты ездил один?
- Да, чаще всего один. Несколько раз я брал с собой друзей, так как они хотели увидеть новые места где-нибудь за Вильнюсом. Но мне важно фотографировать одному. Отношения с фотографируемыми людьми должно быть непосредственным.
- Тебе не было страшно?
- Дискотеки литовских деревень, вероятно, не самое дружелюбное место, особенно для незнакомого иностранца с фотоаппаратом в руках.
Когда я вижу то, что меня чрезвычайно интересует, это просто толкает меня вперед. Я понимаю, что я обязан это сделать, обязан туда пойти и сделать эти снимки.
Кроме того, фотографируя, иногда лучше быть неместным. У меня длинные волосы, я выглядел, не как большинство парней на дискотеке. Я из Америки, говорю на ломанном литовском языке. Думаю, что мне это только помогло.
Фотографируя, у меня не возникло никаких проблем, никто мне не угрожал. Однажды, кажется в Шальчининкай, я впервые посетил их дискотеку. У бара несколько парней пили водку, они предложили присоединиться и выпить вместе с ними. Я так и сделал. Они выглядели очень «крутыми», но позже, когда мы поговорили и я рассказал, чем занимаюсь, они с удовольствием фотографировались.
Вообще, люди, которых я встретил, были дружелюбными. Они охраняли меня, были гостеприимными. Я им очень благодарен.
- Как реагировали люди, когда ты их собирался фотографировать?
- Все люди были разными. Встречались такие, которых я очень хотел сфотографировать, но приходилось их убеждать, так как они сразу не соглашались. Другие просто очень хотели фотографироваться, когда видели фотоаппарат и освещение. Я использую много освещения. Люди видят, что я действительно хочу сделать снимок. Не было такого, чтобы я подкрадывался и фотографировал их тайком.
- Когда эти снимки оказались в британской прессе, тебя обвинили в том, что ты формируешь негативный образ страны, издеваешься над людьми, посещающими сельские дискотеки, тебя обвинили даже в попытке отвадить иностранных инвесторов от Литвы. Что ты можешь на это ответить?
- Во-первых, я был шокирован тем, как эти снимки были преподнесены в литовской прессе. Над проектом я работал долго, показывал его людям, фотографии были опубликованы в New Yorker и других местах. Проект был достаточно известным. Поэтому реакция в Литве меня удивила.
Думаю, что во многом пресса работала безответственно: сначала были опубликованы статьи, и только потом, спустя несколько дней, мне позвонили с просьбой прокомментировать. У меня есть свой сайт – можно зайти, узнать об этом и о других фотопроектах, можно найти предыдущие интервью и прочее. К сожалению, не было похоже на то, чтобы пишущих интересовали реальные факты. Это меня разочаровало.
Также меня сильно разочаровала реакция председателя Союза фотохудожников Литвы Ионаса Стасялиса («Жалко, что для пиара используется то, что мало связано с реальностью. Насколько мне известно, А.Микшис уже давно закончил свой цикл фотографий о танцах литовской провинции, но в публикациях это представляется как действительность современной Литвы с аллюзиями на голышом бегающих в лесах язычников, которые в кустах занимаются сексом, в то же время на сельских дискотеках пьют, обнимаются и дерутся», – цитата И. Стасялиса в газете Lietuvos rytas о статье Daily Mail – DELFI). Ведь этот человек представляет литовскую фотографию в мире. Не знаю, что его мотивировало, но мне это показалось очень странным.
- Кажется, что главной причиной, почему фотографии в Литве были приняты негативно, является то, что на них Литва представлена миру как страна, которая все еще не избавилась от советского прошлого.
Не думаю, что мои фотографии показали, что Литва якобы все еще является советской страной. Я считаю, что на этих снимках нет ничего постыдного. Некоторым кажется, что Литва на моих фотографиях выглядит несовершенной. Люди, которых я фотографировал, были замечательными, места – прекрасными. Не вижу причины огорчаться по поводу таких вещей. Нужно радоваться тому, что у вас такая уникальная культура.
То, как мои снимки преподнесла обществу пресса, было очень по-советски. Критиковать кого-либо за то, что он якобы работает против народа или государства – это советское мышление. Для меня это показало, что пресса в Литве все еще не является свободной и мыслит идеологически.
Что касается людей культуры - таких, как Ионас (Стаселис – DELFI), атташе по культуре в Лондоне и др. – для меня их рассуждения свидетельство того, что они также все еще действуют по-советски. К примеру, Союз фотохудожников все еще по-советски бюрократичен, члены объединения поддерживают друг друга, а те, кто не входит в это объединение подвергаются критике.
Также меня огорчила история, когда проживающий в Литве британский предприниматель комментировал мои фотографии, утверждая, что они якобы принесут ущерб экономике Литвы. Мне безразлично, если люди критикуют меня, мои фотографии, или то, кем я являюсь. Говорите, что хотите.
Но критике подвергались люди, которых я фотографировал. Было сказано, что будто бы все фотографии я сделал в одной деревне у границы с Беларусью. Подтекст такого утверждения – что жители этого района русские или белорусы. Что это дискотека русскоговорящего меньшинства, а не «истинных литовцев».
Такой национализм сводит с ума. Деревни и городки, дискотеки которых я фотографировал, особенно Эйшишки – очень мультикультурны. Там живут поляки, евреи, русские, белорусы, литовцы. Литва в своей истории была сильнейшей как раз благодаря мультикультурализму. Именно потому, что разные люди жили вместе и вместе творили прекрасное. Это часть идентичности Литвы. Идея «Литва только для литовцев» является абсурдной.
- Со времени первого приезда в Литву в 95 году, ты здесь проводишь много времени. Чувствуешь ли ты, что культура Литвы освобождается от советского мышления, становится либеральнее?
Как я уже говорил, советских пережитков все еще много. Но в то же время происходит много небольших и разных культурных движений в искусстве, музыке, везде. Они – совершенно другие. Это прекрасно.
Я также вижу то, что прикладывается много усилий, чтобы все советское прошлое Литвы просто стереть, целиком избавиться от него. Но это ведь часть истории Литвы! Все то страшное, что существовало в Советском Союзе, надо назвать и признать таковым. Но прошлое не является тем, что можно с легкостью стереть и сказать – теперь мы являемся частью Евросоюза, или частью Западной Европы. Я американский литовец (отец и дедушка Эндрю Микшиса – литовцы – DELFI) и это часть того, чем мы являемся. И все это прекрасно.
- Ты опубликовал фотоальбом о вильнюсском таборе, сельских дискотеках Литвы. Что дальше?
Последние пять лет я много фотографировал в Беларуси. В прошлом году побывал там несколько раз, так как чувствовал, что проект еще не завершен. Теперь у меня множество фотографий. Хочу их собрать в новый альбом. У меня много материала и для того, чтобы его обработать понадобиться минимум полгода. Деньги для издания этой книги буду также собирать через Kickstarter (социальная сеть для сбора и оказания помощи творческим проектам). Для издания DISKO так было собрано 16 тыс. долларов США – DELFI). Надеюсь, что в следующем году в такое же время у меня будет и книга о Беларуси.
© Kadras iš A. Mikšio albumo DISKO, A. Mikšio nuotr.
|
</> |