Скальный комплекс Лалибэла
prorok70 — 29.06.2024 Пост на основе одного давнего комментария.Лалибэла - уникальный комплекс храмов Эфиопской православной церкви, вырезанных в скале, расположенный в одноименном городке. Место паломничества верующих местных жителей и посещающих страну туристов.
Каких-либо датировок, свидетельств, упоминаний о создании этого уникального в мире комплекса не существует. Хотя казалось бы, нет в мире более дотошной и педантичной организации в вопросах постройки, освящения, функционирования сооружений для культа, нежели церковь. У них задокументировано все, что касается культа, задолго до эпохи документирования. А вот поди жты - про этот уникальный, в своем роде единственный в мире комплекс не знают ничего. Наука и религия просто относят время появления комплекса Лалибэла в эпоху правления императора Лалибэлы, который, считается, правил Эфиопией в 1181-1221 годах.
Отсутствие сведений с унесением в легендарные времена - уже само по себе признак того, что никто эту скалу не долбил и мегатонны скальных крошек не поднимал, а объект делался быстрее и проще. Создатели воспользовались природной ямой и листовыми формами. В формы накладывали смесь, снаружи сыпали грунт, по окончании процесса грунт и формы убрали. Есть немало и других признаков того, что комплекс делался вовсе не в легендарные времена и не долбежкой скалы. Из более-менее близких аналогов формовки в ямах можно привести пример гигантских моаи острова Пасхи, отчасти - скального города Петры, где немногие прямоугольные помещения набивались грунтом и выравнивались досками, прежде чем накрыться массами разноцветной твердеющей смеси, либо просто грунтом, когда делались потолки вольной формы...
В Лалибэле стены тоньше, а перекрытия плоские, поэтому в стены вкладывались арматурные элементы, стены перекрывались швеллерами. Без них перекрытие этого "камнетесного чуда" держаться не будет.
Смотрим.
Это чугун, прокат или ковка, в данном случае неважно.
И это.Сквозной швеллер.
Арматурные элементы стены - здесь же.
Тем, кто считает, что это плоды реставрации, просто напомню, что стены и перекрытия - основные, несущие элементы здания. Невозможно,реставрируя здание, воткнуть профиль и арматуру в перекрытие и стены; с ними можно только построить.
Резные рамы в виде крестов из камня, естественно, сделаны лепкой по каркасу. Иначе они рассыплются. Проступают местами железяки каркаса.
Тут просто открывайте полные фото и любуйтесь. Истоки модернизма и предтечи Гауди!
И заодно думайте: можно ли вообще, вытесывая скалу, выбирая камень сантиметр за сантиметром, сделать настолько кривые проемы, что в них даже теоретически никакие косяки и двери вставить невозможно? Как же надо стараться? И какой бы идиот этого добивался? Разумеется, нельзя и никакой. Но проем перекошен. Отчего? Разумеется, от спешки, и еще от малой толщины и высокой пластичности формового листа, какого-то мягкого цветмета, например, медного. Со смесью работают не спеша, закладывают ее как кашу, постепенно, порционно, ждут, когда схватится для следующей порции, "зреть", дополняясь порциями, объект вроде стены может неделями... А здесь гнали, не дожидаясь надлежащей степени схватывания, вот и "повело вставленную для будущего проема медную коробку-раму сикось и накось.
То же и с кладкой, местами торчащей из-под смеси. Местами положили нормальный слой, местами недостаточный, и он отлетел... Спешили. Хотя главное правило смесей "скальных городов" исполнили добросовестно. Напомню, что во всех "древних скальных городах" в смесях использован порошковый компонент из той же породы, из какой состоят дополнявшиеся и имитированные скалы.
Вот такой интересный памятник Лалибэла.
Добра, ума и здоровья!
Другие материалы по созданию истории
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.
|
</> |