Ситуация постмодерна и итоги спецоперации
new_rabochy — 08.07.2022 Мы ищем центральную комнату в страхе, что таковой нет.Мишель Фуко
В одной дискуссии выяснилось, что люди не доверяют понятию постмодерна. Соответственно, считают философию и литературу постмодернизма какой-то модой, мороком, случайной накипью на сурьезных вещах.
Я и сам так думал в 1992-1996, был молод, но тяготел к добротной устойчивой старине. Даже за Зюганова голосовал.
Но в 1997-99 мое мнение изменилось, хотя бы по причине подготовки в аспирантуру РГПУ по теме "Творчество Виктора Ерофеева в контексте русского постмодернизма", - мне просто пришлось съесть собаку на постмодерне.
С легкостью я ответил сомневающимся товарищам следующее:
Таким образом, постмодернистские подходы распространились на частную сферу, на сферу искусства и т.п., но почему они не распространились на геополитику?
Как был Ялтинско-Потсдамский мир с жандарамами в виде США и СССР, так и остался? Это же не так.
СССР нет давно, США утратили возможности мирового контроля в силу того, что в мире появилась КНР, сопоставимая с США по совокупной мощи.
Первоначально попытки пересмотра Ялтинско-Потсдамского миропорядка исходили от США, когда Буш-младший заявил: "Больше не будет Ялт и Мюнхенов".
Это покоробило Россию, которая на тот момент была существенно ослаблена.
В настоящее время ее сила выросла, но не до такой степени, чтобы стать самостоятельным полюсом всемирного порядка.
Но возникает вопрос: нужен ли миропорядку один и даже целых два полюса?
Может, миропорядок должен стать принципиально ацентричным (полицентричным)?
Тут мы возвращаемся к мысли о Новых средних веках: https://romdorn.livejournal.com/540717.html
Кто в Средневековье был центром миропорядка? Ацтеки, Священная Римская империя или государство Чингисхана? Они были господами в своем сегменте мира, но не далее.
И это нас ждет.
Несколько цитат:
"АЦЕНТРИЗМ - фундаментальная установка постмодернистской философии, базирующаяся на радикальной критике классических представлений о структурности и фундированная отказом от презумпции наличия выделенных (как в топологическом, так и в аксиологическом отношениях) точек и осей пространственной и семантической среды. Согласно постмодернистской ретроспективе, "регулярным образом центр получал различные формы и названия. История метафизики, как и история Запада, является историей этих метафор и метонимий… Все эти названия связаны с фундаментальными понятиями, с первоначалами или с центром, который всегда обозначал константу наличия - эйдос, архэ, телос, энергейя, усия (сущность, субстанция, субъект), алетейя, трансцендентальность, сознание или совесть, Бог, человек и так далее" (Деррида)."//https://fil.wikireading.ru/40840
"Разговоры о постмодернизме в политике могут показаться несвоевременным эстетством. Но с таким же успехом можно игнорировать связь инквизиции со Средневековьем, а тоталитаризма — с идеями высокого модерна… И по инерции продолжать силой загонять в «правильный» проект все, что подлежит исправлению, — людей, нравы, экономику, природу. Сплошь и рядом общество заходит в тупик именно потому, что увлекается оперативным, когда надо пересматривать основания, сам стиль мысли и действия...
Если постмодерн стал ответом на избыточную навязчивость проектов модерна, то сейчас мы, освоив постмодернистские технологии, скатываемся с ними в эпоху до модерна, теряя идеи гуманизма, просвещения и права. На горизонте средневековье, но с неискренним, неуверенным, постоянно озирающимся фанатизмом. На месте истовой веры здесь поверхностные фантазии, настолько эклектичные, что выходит перманентная ересь непримиримых внутренних противоречий..."//http://www.vestnik-evropy.ru/issues/the-power-of-style-postmoderm.html
Оказывается, мой старый знакомый Василий Колташов мыслит в сходном регистре:
|
</> |