Ситуация на местах

топ 100 блогов kirovtanin09.10.2024 Сергей Булгаков, из Дневника":
"16(29) 1923 год. "Вчера я служил с архиепископом в греческой церкви Панагии. ... Толпится беспорядочно народ, хотя, видимо, стесняются и на нас смотрят наивными, дикарскими глазами, светские и попы в характерных камилавках и с косицами пучком. Стали облачаться. Не сразу определил, где я нахожусь. И лишь позднее я понял, что эго был боковой алтарь, а стол, около которого мы раздевались, был св. престол. Я был в совершенном ужасе, когда рассмотрел: на престоле было навалено: какой-то чемодан, две рясы, нашими клириками, быстро подчинившимся общим нравам, складывались ризы. У другого придела на престоле были навалены какие-то богослужебные книги и опершись во фривольной позе стоял служивший священник, и нам протягивали на запивку после причастия по рюмке красного вина. Относительно главного престола сдерживались, только было по бокам положено несколько книг. Это был такой ужас, что и сейчас с тяжелым отвращением вспоминаю про этот базар в алтаре, и это благолепие, совершенно исключительное. Вчера мне рассказывали, что люди, приходившие в греческий храм на Страстной к Страстям, со слезами уходили, не вынеся безобразия в храме. Говорят, что это турецкое иго. Но разве турки сами так молятся и ведут себя внешне и внутренне в храмах? Это внутренне одичание, утрата благоговения к святейшему, к алтарю и престолу, не может быть объяснено игом. Им может быть еще с натяжкой объяснено невероятное безвкусие и отсутствие своего [оказывается, нет своих риз и парчи, все из России, нет иконных лавок и под., и это при богатстве, при торгашестве], но им не может быть объяснено это отношение к храму, даже не языческое, даже не [неразборч.], а какое-то этнографическое, фольклорное.

Должен сказать прямо, что я не могу и даже не должен служить с греками. Это не нравы, это разная вера, это богослужебная ересь [как справедливо заметил о. Леонид К.]. Ведь если говорят, что дух православия в богослужении, что именно этот дух соединяет и отличает нас от инославных, то какое же единство духа, молитвы, тайнодействия соединяет нас с греками? Повторяю, это другая вера, это национальный обряд греков ... духовное содержание выпарилось. У них и монастырей здесь нет, кроме Афона. Правда, там есть подвижники, и держится знаменитый афонский устав, но и там тот же национализм [не пускают теперь старейшего первоиерарха русской церкви митр. Антония, куда идти дальше!] Одним словом, несмотря на то, что служба была наша, впечатление от вчерашнего дня было потрясающее. Подобный же варварский характер, немножко лучше, немножко хуже, имеют и балканские церкви: сербская и болгарская. Неудивительно, что здесь, как и в греческой (а говорят, что Константинопольская церковь стоит ещё выше Афонской), на нет сошла исповедь. Если у нас духовничество есть самая слабая сторона, то что же здесь! Поэтому фактически исповедь иногда выходит из употребления (в Сербии!). Я пока ещё ничего не знаю, но я не мог предполагать, что на Востоке дело стоит так плохо.

В храме так же грязно и отвратительно, как и в других греческих храмах ... обычных греческих мерзостей было и здесь сколько угодно, хотя к ним и принюхиваешься: и патриаршее пенсне с футляром на престоле подле Святых Даров, и небрежно брошенный крест, который потом взял с престола какой-то мужик, сунул в карман и понёс патриарху, и спешно разоблачающиеся тотчас же после причастия архиереи, и возня в царских вратах с сором и на престоле сторожа по окончании службы. По окончании службы я наблюдал языческий обряд, здесь распространённый (я наблюдал его и во Влахернской церкви накануне): к иконе приклеивают монету, чтобы узнать, услышана ли молитва. Держится – да, нет – нет. Монета со звоном упала внутрь ризы Богоматери.

Это националистическая церковь, в которой мысль и сознание понизились до уровня провинциальной мегаломании. Их богослужение ужасно: все различие от католического обряда не больше, чем то, что отделяет нас от греков при единстве обряда; Я не мог бы с ними служить и не могу молиться с ними. Они сделали православие своим национальным знаменем и в карикатурных формах осуществили византийские предания. Для нас это пустое место [я даже не говорю об археологических и восточных патриархах, которые совсем никому не нужны]. Пародия и карикатура! При том в отношении к русской церкви полное равнодушие: мы нужны были лишь пока были богаты. Поэтому о вселенскости православия не может быть и речи, есть лишь русское православие, в этом приходится убеждаться все сызнова".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Профессор Редько о прививках детей от коронавируса Вакцинация детей против коронавируса может вызвать резкую вспышку негативных реакций граждан России. Даже открытые прошедшие вакцинацию её сторонники проявляют сдержанность, когда речь заходит о прививке их собственных детей. Такое ...
...
Привет, друзья искусства! «Мама, которая рисует». Так скромно описывает себя автор комиксов и иллюстратор Белла Марис из Бельгии.  Белла рисует злободневные комиксы о жизни женщин с маленькими детьми, в которых запечатлены реальные моменты её повседневной жизни. Комиксы Марис ...
Мужчины уверены, что женщины часто истерят без особой причины. Женщины считают, что мужские чувства несколько притупились из-за типично мужского воспитания и плохих боевиков. Кто прав? У меня порвались колготки. Сломался каблук. Не позвонил ...
11 лет назад я уже догадывался, что все эти ваши интернеты штука мутная и существует ровно до тех пор, пока кто то где то не дёрнет за рубильник. Поэтому хороший контент я (положив могутный прибор на всякие авторские и смежные права ) хранил не в виде ссылок дурных, а копипастил к себе ...