Систематизация рационального объяснения политических действий. Тадеуш

Из книги «Элементы теории политики» под редакцией и с предисловием доктора филосовских наук В.П. Макаренко (перевод с польского). Издательство Ростовского университета, 1991. 448 с.
Объяснение политических действий и их глобальных результатов (политических процессов) образует основную теоретическую проблему науки о политике; но что образует в конкретном случае предмет объяснения, можно определить лишь тогда, когда располагают критерием применимости термина «политическое действие».
Политические действия и их глобальные результаты
Способы понимания политических действий тесно взаимосвязаны с установлением границ мира политики, политической сферы социальной жизни. Результаты анализа политических явлений, осуществляемого в рамках марксистской теории общественного развития, позволяют обнаружить общие свойства, присущие только политическим действиям. С помощью совокупности данных свойств возможно вычленение множества политических действий. Политическое действие есть сознательное и целенаправленное действие группы людей или индивида, регулирующее на основе обладания властью общественные отношения социальных классов (групп), нацеленных на поддержание существующего социального порядка. Социальная функция определенной совокупности действий (соответственно — организации людей, являющихся субъектами этого действия) в данном укладе общественной жизни заключается в их последствиях, состоящих в изменении или стабилизации каких-либо элементов названного уклада. Кроме того, конкретный субъект располагает
149
политической властью по отношению к другому субъекту, если имеется достаточно высокая вероятность, что нормы поведения (решения, рекомендации и т. п.), которые он устанавливает, будут соблюдаться адресатами указанных норм. Факторами, мотивирующими индивидов к поведению, соответствующему рекомендациям, может быть (помимо страха перед угрозой использования организованной негативной санкции, если адресат нормы не ведет себя предписанным способом) персональный и (или) институциональный авторитет субъекта власти. Поведение лиц, подчиненных политической власти, может также формироваться при помощи убеждающих воздействий и (или) манипуляции.
Приведенная дефиниция фиксирует эквивалентное (необходимое и достаточное) условие применимости термина «политическое действие». Она характеризует политические действия специфическим способом, отличающим их от других типов человеческих действий.
Отношение власти как общественное отношение возникло между определенными социальными субъектами (руководителями — подчиненными) и является обязательным структурным условием, без которого не могла бы реализоваться социальная функция политических действий — функция защиты интересов господствующего класса с одновременным поддержанием (состояния) социального порядка. Тот факт, что действующий субъект располагает возможностью вызвать посредством принуждения, убеждения и манипуляции конкретное поведение членов общества (а это необходимое структурное условие политического характера действий), часто пренебрегается в характеристиках (реальных дефинициях) политических действий. Поэтому они не в состоянии сформулировать вообще эквивалентного критерия применимости термина «политическое действие», а только достаточный, нередко — лишь желательный.
Совокупность свойств, образующих критерий политичности действия, состоит из существенных свойств политических действий. К таким свойствам, несомненно, следует отнести изученные в марксистской теории политики социальные функции данного типа действий, а также отношение политической власти, связывающее руководителей с подчиненными, без которого не могли бы реализовываться функции политических действий. Это — существенные свойства, поскольку по отношению к ним наука о политике сформулировала много законов (более
150
или менее общих) о зависимостях, которые делают возможным объяснение и — в меньшей степени — предвидение многих явлений и процессов, интересующих политологов.
Взаимная структурная обусловленность отношения классового господства (как отношения между основными общественными классами) и отношения политической власти (как отношения между руководителями и подчиненными) выражает структурный (синхронный) закон. Он гласит: обязательное условие экономического господства А над В — существование политической власти (точнее, сосуществование раздела на руководителей и подчиненных), осуществляемой С и распространяющейся как на А, так и на В (см. рис. 9).

В марксистской теории политики можно вычленить две частичные теории: классового господства и политической власти. Их предмет — систематическое объяснение структурных и причинно-следственных условий обоих типов общественных отношений [Szaski I. Historia mysli socjologieznej. Warszawa, 1981. T. 1. S. 233.]. Утверждения теории классового господства описывают закономерности в сфере борьбы между общественными классами (ее причина — противоречия интересов на фоне производственных отношений) за овладение (закрепление, возвращение) центром политической власти, что образует высшую форму классовой борьбы [Wiatr J. Szkice о materializmie historycznym i sociologii. Warszawa, 1967. S. 114.]. Тогда как теория бюрократии — правящих групп, политических элит, политического руководства — объясняет действия (и их глобальные резуль-
151
таты) правящей группы, выполняющей в общественном разделении труда функции власти, политического руководства. Данную группу образуют, помимо чиновников высших государственных органов, также те функционеры политических организаций и групп интересов, которые имеют доступ к лицам, принимающим решения, а также средства влияния на них.
Рост глобального продукта сделал возможным выделение на определенной фазе развития общества группы людей, занимающихся непроизводственной деятельностью. По мнению Энгельса, кроме разделения на материальный и духовный труд «общество порождает известные общие функции, без которых оно не может обойтись. Предназначенные для этого люди образуют новую отрасль разделения труда внутри общества. Тем самым они приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил; они становятся самостоятельными по отношению к ним, и — появляется государство» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 416.] (здесь особая группа людей означает бюрократов и политиков).
Главный интерес лиц, осуществляющих политическую власть в обществе, заключается в увеличении сферы подчиненности граждан (т. е. силы и границ власти) [Buczkowski P. Z problematyki teorii spoleczenstw ekonomicznych. Szczecin, 1981. S. 225.]. Этот внутренний критерий селекции систем реализации власти подчинен экономическим интересам (критериям) господствующего класса, которым, например в капиталистическом обществе, является максимализация прибавочного продукта. Теория политической бюрократии может развиваться как общая теория политики [Ibidem. S. 156.].
Основная типология политических действий
Типичные черты политического действия связаны с его важнейшими свойствами — социальной функцией и отношением власти между социальными субъектами. Следствиями действий выступают намеренные и ненамеренные социальные изменения, оцениваемые позитивно и негативно, происходящие в сфере отношений: 1) между социальными классами (группами), в особенности изменения отношений классового господства; 2) между руководителями и подчиненными в сфере власти и факторах, ее обусловливающих (например, изменение авторитета субъекта власти).
Одновременно типичные черты политического дей-
152
ствия представляют собой типологические (постепенные, упорядочивающие) особенности. Благодаря этому можно разработать типологию политических действии с точки зрения изменений в области отношении между социальными группами и властью, вызванных конкретными политическими действиями. Следствия политических действий могут изменять общественные отношения (к примеру производства, собственности) между основными классами в рассматриваемой общественной формации; внутри основных классов; между неосновными классами; внутри неосновных классов. Эти изменения касаются прежде всего участия данных классов (социальных групп, например профессиональных) в разделе социально значимых экономических и неэкономических благ, которых недостаточно.
Результаты политических действий изменяют также отношение власти между социальными субъектами руководителями и подчиненными: 1) изменяется сила власти т. е. меняется вероятность того, что определенные требования субъекта власти вызовут послушание других социальных субъектов с точки зрения факта формулировки требований данным субъектом власти. Как писал Ст. Оссовский «власть тем меньше, чем больше степень насилия используется для реализации решений начальства» [11]. Особенно может возрастать (уменьшаться) личный или институциональный авторитет властвующих. 2) Результаты политических действий могут также приводить к изменениям сферы власти, которые состоят в увеличении (уменьшении) юридизации общественной жизни, к появлению новых сфер этой жизни, регулируемых правовыми нормами. В итоге уменьшается сфера поведения, индифферентного или регулируемого другими типами социальных норм. 3) Изменение отношения власти могут также приводить к ее концентрации — деконцентрации, централизации — децентрализации, олигархизации — деолигархизации (одновременно концентрации и централизации).
Учитывая самый широкий радиус действия социальных изменений в отношениях классового господства и отношениях власти, вызванных данным политическим действием получаем первый тип политических действии: революция восстание, контрреволюция. Данные действия отличаются: 1) в сфере отношений классового господства — сменой правящего класса; 2) в сфере власти — сменой правящей группы посредством использования
153
средств насилия по отношению к прежним привилегированным классам.
Второй тип политических действий образуют реформы (инновации), вводящие социальные изменения, которые не уничтожают основ власти господствующего класса и образуют лишь уступку с ее стороны при условии сохранения ее господства. Реформы могут вводиться при помощи легальных средств (например, частичная национализация промышленности после второй мировой войны, осуществленная лейбористской партией в Великобритании) или средств принуждения (пример — революция полковников 1968 г. в Перу).
Третий тип политических изменений — это политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовая революция, военный заговор. Действия такого типа приводят к изменениям только в сфере отношений властной зависимости, в первую очередь к персональным изменениям в центре политических решений путем использования непосредственного физического принуждения.
Приведенная типология политических действий, видимо, может быть базисной, так как она построена с учетом существенных особенностей данного вида человеческих действий. Другие возможные типологии имеют подчиненное, дополняющее значение, ибо учитывают также интересные с аналитической точки зрения особенности действий субъектов политики.