Система названий советских автомобилей
masterok — 20.02.2019
В бесконечных и кажется бессмысленных цифровых индексах ВАЗов,
ЗиЛов, КАвЗов и КАМАЗов можно казалось бы можно запутаться.
Но на самом деле все было очень просто…
При этом каждый раз в голову назойливо лезут неудобные вопросы.
Мол, почему именно АЗЛК-2141, а скажем не АЗЛК-4598? Ну в самом
деле почему нет? А многое изменится, если к индексу, допустим,
КАвЗ-3270 добавить пару нулей сзади. Или пару единичек спереди?
Вопросы быть может и неудобные, но ответ на них вполне однозначный
– изменилось бы практически все!
Цифровые индексы советским автомобилям и автобусам присваивались
не от балды. Это была целая система, лишь окунувшись в которую
понимаешь ее хорошо скрытый, но безусловно светлый смысл. Вообще-то
в довоенные годы (речь, конечно, о Великой Отечественной) никакого
системообразующего принципа в названии советских автомобилей не
было. Каждый завод, каждое предприятие самостоятельно придумывало
названия для своей продукции. Ну а поскольку начинать всегда имеет
смысл с начала, то в свое время в стране наблюдался переизбыток
автомобилей с единичкой в индексе: ГАЗ-М1, НАМИ-1, ЯТБ-1, ЯС-1…Было
совершенно ясно – чем больше автосборочных предприятий будет
появляться, тем больше “единичек”, а затем “двоек”, “троек”
окажется на дорогах. С этим рано или поздно все равно пришлось бы
бороться. Руки до быть может и не архиважной в масштабах страны, но
все равно существенной проблемы дошли только в 1945-м.
Именно в год Великой победы был принята первая единая система
классификации (ЕСК) автотранспортных средств. Система достаточно
простая, но вполне логичная. Каждому автомобильному заводу страны
выделили строгий цифровой диапазон. ГАЗ получил в распоряжение
цифры от 1 до 99, ЗиЛу досталась следующая сотня – 100-199. Заводам
масштабом поменьше отписали меньшие цифровые отрезки. Так
“Москвичу” досталась всего полсотня индексов – от 400 до 449,
Ярославскому автозаводу – от 200 до 249. Чем скромнее были
предполагаемые объемы выпуска, тем меньше цифр резервировали за
предприятием. Скажем, Ликинский автобусный завод получил всего 19
позиций (от 675-694), а Львовский автобусный (ЛАЗ) и вовсе пять –
от 695 до 699.
Отныне советские заводы могли называть свои модели только в
рамках отведенного числового пространства. Причем, желательно по
порядку. То есть первая разработка того же ЛиАЗа – опытный, но так
и не пошедший в серию автобус назывался ЛиАЗ-675. Следующий
“эксперимент” получил индекс ЛиАЗ-676, а, наконец, пошедший в серию
“луноход” официально окрестили ЛиАЗ-677.ЛиАЗ-677
С заводами, массово выпускавшими автомобили еще до введения
единой системы классификации, фокус со строгой последовательностью
имен не проходил. Поэтому со стороны кажется будто модели ГАЗа и
ЗиЛа хаотично мечутся в отведенных цифровых рамках – ГАЗ-12 (1950
год), ГАЗ-21 (1957), ГАЗ-66 (1964), ГАЗ-93 (1948). В реальности же
индексы соответствуют внутренним заводским стандартам и циркулярам,
о которых непосвященным знать было необязательно.
Как и в любой системе у ЕСК были и свои вынужденные исключения.
В тех случаях, когда разработка модели велась на одном предприятии,
а его выпуском впоследствии занималось другое, цифровой индекс не
менялся. Так производство разработанного в Ярославле грузовика
ЯАЗ-200 наладили в Минске, и машину назвали МАЗ-200, а не МАЗ-500,
как следовало бы.
Принятая в 1945-м система обозначения автотранспорта добавила
порядка, но не информативности. Даже наизусть вызубрив цифровые
диапазоны того или иного завода, вы не получали о моделях марки
никакой особой информации. Чтобы повысить осведомленность граждан в
1966 году был введен новый отраслевой норматив ОН 025 270-66.
Полностью ознакомиться с обстоятельным документом “Классификации и
системы обозначения автомобильного подвижного состава” можно здесь.
Для тех же кому лень приводим его главные моменты.
Начиная с 1966-го каждая новая модель транспортного средства
получала собственный четырехзначный номер. В этих цифрах, словно в
молекуле ДНК, были зашифрованы ключевые характеристики
модели.Первая цифра указывала на класс транспортного средства. Для
легковых автомобилей класс рассчитывался исходя из литража. Машины
с рабочим объемом двигателя до 1,2 литров обозначались единичкой,
от 1,2 л до 1,8 л – “двойкой”, от 1,8 л до 3,5 л “тройкой”, от 3,5
л и выше “четверкой”. Класс автобусов при этом определялся по
габаритной длине, а грузовых машин по полной разрешенной массе.
Вторая буква обозначает тип транспортного средства. Легковой
автомобиль – 1, автобус – 2, грузовик – 3, тягач – 4, самосвал – 5,
автоцистерна – 6, фургон – 7, спецтранспорт – 9. Восьмерку оставили
в резерве. Завершался индекс двухзначным порядковым обозначением
модели.
Нет, ну разве не здорово? Даже тот, кто никогда не видел живьем
“копейку” “Жигулей” по одному только индексу ВАЗ-2101 может понять
– речь о легковом автомобиле, с рабочим объемом мотора от 1,2 до
1,8 л, ставший первой моделью завода в Тольятти. Также становится
совершенно понятной принципиальная разница между КАМАЗами моделей
5511 и 5320: один самосвал, другой – бортовой грузовик.КАМАЗ
5511
КАМАЗ 5320
Четыре цифры отраслевого норматива 1966 года это необходимый
минимум. Иногда их было больше. Пятая цифра могла указывать на
порядковый номер варианта исполнения. Скажем, ВАЗ-21011 это первая
модификация 2101 (в данном случае с мотором 1,3 л). В некоторых
редких случаях к основному индексу прибавляли дополнительный –
через черточку. Он указывал на особый характер модели: спецверсия,
переходной вариант. Например, ВАЗ-2101-94 – “копейка” с
1,5-литровым мотором от “трешки” для нужд советской милиции. Или
РАФ-2203-01 – переходная модель рижского микроавтобуса.24-я Волга
создавалась еще при старой системе, а выпускалась уже при новой. Но
все равно осталась ГАЗ-24. По новой схеме стали называть только
следующую Волгу ГАЗ-3102
Советская классификация образца 1966 года — уникальный случай в
истории автомобиля. Нигде, никогда и никто не использовал столь
информативную систему названий. Ближе всего к нормативу ОН 025
270-66 подобралась шведская Volvo, модели которой долгое время
также содержали в собственном индексе некоторую полезную
информацию.Первые варианты автобуса Юность назвались ЗиЛ-118…
…а самые поздние ЗиЛ-3270
Первая цифра указывала на номер модельной серии, вторая – число
цилиндров в двигателе, третья – количество дверей. Таким образом
каждый мог понять, что Volvo 245 – это универсал 200-й серии с
четырехцилиндровым мотором, а Volvo 262 – купе с шестью цилиндрами.
К сожалению, и шведы отказались от полезных индексов в начале 80-х.
Все остальные в самом лучшем случае ограничивали информативность
названий собственных моделей рабочим объемом мотора (в случае с
некоторыми Ferrari – объемом одного цилиндра) и количеством
цилиндров.
Сложно не согласится, что автомобильная промышленность
Советского Союза не была самой передовой в мире. Зато по части
индексов моделей мы одно время точно были впереди планеты всей.
Источники:
http://back-in-ussr.com/2019/02/sistema-nazvaniy-sovetskih-avtomobiley-vse-genialnoe-prosto.html
Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=29143.
https://bit.ly/2U3IpIb
I Love Books: создаем пассивный доход на книгах-бестселлерах от 85 000 рублей в месяц.
Гарантия возврата денег.